на середине мира
алфавит
станция
новое столетие
москва
спб



АЛЕКСАНДР ОЖИГАНОВ

стихи 60-х — 2000-х годов


Ноябрь
Н. В. Д.

Молдавия меня похоронила
безмолвно — под ноябрьские фанфары,
с почетом — забросав кой-как землицей,
и лучший друг,насмешливый напарник,
пролил на землю синие чернила.

Прощайте!
Мне давно пора умыться,
хлеб разжевать и сгинуть...

На крашеном крыльце стоит сестрица.
Ладонью лоб морщинистый прикрыла,
другой рукой придерживает спину.
Темно и сыро.
Пасмурный рассвет.
А за ее спиной стоит фотограф,
устало опираясь на треногу.
И вот они хотят увековечить
мою тельняшку,детское увечье,
любимых розог черноморский цвет,
и уши,растопыренные глухо...

Моя сестра,
сутулая старуха,
вот я пришел,
а здесь темно и сыро...

Лишь ты одна переплясала всех!




***
В. П. О.

1
пусть меня за недоумка
с детства часто принимали,
мамы вышитая думка
утоляла все печали.
и по вечерам,когда мы
спать укладывались все,
вышитая думка мамы
ластилась к седой косе.


2
по стене ходили тени.
я укладывался спать.
опустившись на колени,
шепотом молилась мать,
а потом меня крестила...
где она сейчас? — бог весть!
все ж в ее молитвах сила,
непонятная,но есть.


3
когда сестра и мать с работы
придут,я буду мыть их боты
(сначала щепкой счистив грязь!),
над тазиком с водой склонясь.




***
Кто свалил,кто свалился,кто влез в Союз,
в церковь,в партию,в пост-шоу-бизнес-йогу,
кто запил,кто забил,кто забыл про муз,
кто забился зимой,как медведь в берлогу,
кто лоснится валетом,кто ловит блох,
кто сажает тарелки на Лобном месте,
кто еще хоть куда,кто совсем уж плох,
и о ком уже нет никаких известий,
сотню раз повторяясь,друзья,всем я
говорю: пусть я вас,может быть,не стою,
все же вы лишь — единственная семья,
где я тихо юродствую — сиротою.




***
Олегу Охапкину

1
На окраину — мимо
папиросного дыма,
духоты и развалов
одеял и вокзалов,
предрассветно огромных,
как беда за плечами,
мимо головоломных
и печальных прощаний —
в предысторию,в горы,
где над струйками серы —
только тихие хоры
и хрустальные сферы...

на окраину — мимо
одного нелюдима
в корабельной каморке,
продуваемой ветром
(это стало секретом
и осталось на полке
незаконченной темой),
пролетев,ибо где мой
дом,взлетающий круто?..
это тема ПРИЮТА
самой первой поэмы.

В сентябре,в сентябре мы...

и стучат электрички,
и дрожат сигареты,
и ломаются спички
между пальцев согретых.
И срываются где-то
у Сосновой Поляны
напоенные летом
сумасбродные планы...

Мы уже не узнаем,
сколько грусти до Рима,
ждут ли нас за Дунаем?..
Мимо!


2
земля очистилась от скверны.
На ней сегодня кто-нибудь
уже обдумывает верный,
невероятно четкий путь.

Ему заказана дорога
в опустошенные поля,
где даже малого подлога
еще не ведала земля.

Там,где ворочается сладко
и неустанно светлый плуг,
опасный призрак беспорядка
одушевляет все вокруг.

И вне систем,вне опасенья,
светясь,как листик на ветру,
могучий хаос воскресенья
взрывает почву,лед,кору!..

Прости,природа,малодушных,
вооруженных до зубов
охапкой памяток ненужных:
их путь уродлив и суров.


3
На высоте подъемных кранов —
стук вилок,звяканье стаканов...
Здесь,за столом из чемоданов,
за пепельницей голубой,
за табаком феодосийским,
за сладкой «Искрой»,за арийским
минорным клекотом,за низким
столом — наедине с тобой

мы день рождения справляем,
как будто друга оставляем
за Волгой или за Дунаем
в слезах и с чашкою пустой.
Все выпито давно,подруга
уходит не касаясь круга,
дрожащего,как древко лука,
расставшегося со стрелой.

Но те и хороша баллада,
что оправдания не надо,
когда от нас до ленинграда
по-прежнему подать рукой,
и за окном пятиконечный
цветок сиреневый и млечный
горит и сумрак вековечный
охватывает нас с тобой.




***
в туалете эрмитажа
алексеев и охапкин
пели: ария... романс...
и по залам вдовья стража
приставляла к ушкам лапки.
был прекрасный резонанс.

мы — работники хозчасти,
нам и море по колено,
пусть мы по уши в дерьме,
все как будто в нашей власти,
все прекрасно,все нетленно,
и бессмертье на уме!




***
Виктору Кривулину

Цветы и фрукты. Гетевский каприз.
Короткий взгляд на землю — сверху вниз.
Садовник и садовница. Сюрприз.
Открытие ночного карнавала.
Меж тем как Фауст учит монолог,
подменный шут оттачивает слог
и нюхает цветы. Он хромоног.
И все же он — распорядитель бала.

Живой или искусственный цветок,
герл иль Елены круглый локоток,
грудь или яблоко?.. яйцо,глазной белок,
плоть или призрак плоти?.. — комья праха!
маэстро избегает жестких норм,
стандартизации и трафаретных форм.
Чернила или кровь?.. Танцмейстер хром.
И он кромсает все,не зная страха.

Шарахается пестрая толпа...
То влево подает,то валит вправо!
Маэстро щелкнет пальцами — тюльпан,
еще прищелкнет — сточная канава.
Танцуют,еще как! Такие па
выделывают... Рыцари!.. Орава!..
А за порогом — горная тропа.
Цветы и фрукты. Чертова забава!




***
кричал кривулин: «красовицкий!»,
а я артачился: «чертков!»...
и красовался строй советский,
смеясь над парой дурачков.
бабахали на стрелке пушки,
взвивался в небо фейерверк,
и прыгал лермонотов,а пушкин,
разинув рот,смотрел наверх!..
какая может быть обида,
когда в бедламе,в злобе дня
ни стася нет,ни Леонида,
ни вити, ни, считай, меня.




***
Елене Шварц

Где ты была? — у черта на рогах?
за пазухой у бога?.. И поныне
ты пребываешь там. Межзвездный прах
мутит седое серебро Полыни.
Но и поныне ноет не-ребро:
нелепица писца при переводе
с немецкого на идиш. Серебро
Полыни. Столкновенье в переходе
между Шеолом и Аидом. Стык
бесплотных половин инертной массы.
Праматери раздвоенный язык.
Серебряный родник забытой расы.
Полынных звезд сигнальные огни.
Гортани карстовой регистровые тени.
И Лета леденит уже ступни,
лодыжки, икры, голени, колени...




Памяти Леонида Аронзона

Несчастный случай на охоте,
в постели или на войне...
Но то,что вы еще живете,
вдвойне случайнее... втройне
несчастнее — вы, на поминках
скорбящие с набитым ртом
о всех осечках,всех заминках
и всех невыпалах — гуртом.
И так ожесточенно живы,
жуя кружочки колбасы,
вы, шестирукие, как шивы,
и трехголовые, как псы.




Памяти Бориса Викторова

1
Хоронили бедного Бориса
восемнадцатого октября,
и,как театральная кулиса,
высилась стена монастыря.
Кто с высокой паперти на дольний
мир глазел,кто шастал за стеной...
А перед высокой колокольней
клен лоснился мертвой желтизной.
Поп топорщился за аналоем,
действо длилось полтора часа.
плыло пламя желто-голубое
в бледно-голубые небеса...
Все потом столпятся у могилы,
слушая,как молотки стучат,
веруя,что Ангелы и Силы
встретят душу у отверстых врат.



2
Идеальна замкнутость круга.
Вырываться? — чего бы ради?..
я сижу на могиле друга,
а верней, на ее ограде.
Пью молдавский коньяк, вернее,
приднестровский. Он и дешевле.
Как сказал бы мудрец в Фернее,
лучше в американской сельве
грызть вареную кукурузу,
под седалище сунув скальпы,
чем, шары загоняя в лузу,
лезть с Суворовым через Альпы.
То есть выхода нет, товарищ
Сартр: сыграв, покидаешь сцену.
После смерти не отоваришь
жизнь, не сможешь назначить цену.
Ведь Вселенная — захолустье,
как сказал знаменитый тезка...
И растет на могиле кустик:
безымянно, светло, неброско.




Воспоминание о Бессарабии

бродский друкер каплан ожиганов
фрадис хорват капович панэ
бессарабский Парнас хулиганов
и поэтов поющих по не-
подцензурным законам где мелос
как бредущий в осиннике лось
хорошо на рышкановке пелось
на ботанике славно пилось

жили как у подножья вулкана
только задним умом и крепки
и панэ наподобие пана
чашку лбом разбивал в черепки
вот сидят все на малой малине
вот уходят долиною роз
веря встретятся завтра же и не...
и не зная еще не пришлось

кто в нью-йорке кто в кельне кто в риме
кто в москве кто в каком-то одном
кто в небесном Иерусалиме
кто в иерусалиме земном
рождество на вокзале кабина
диск крутя — дождь-жар-дрожь
                            дождь-жар дрожь —
где отечество а где чужбина
с бодуна ни за что не поймешь

дождь стук-звяк привокзальных стаканов
и ступают опять на панель
бродский друкер каплан ожиганов
фрадис хорват капович панэ
и в бреду ли в хмельном ли угаре
возносясь над жестяным кустом
исчезают...
             а Штефан чел Маре
осеняет их — снизу — крестом





на середине мира
алфавитный список
город золотой
спб
москва
новое столетие