на середине мира

станция

дневник

алфавит

алфавитный список авторов по разделам сайта

список авторов и публикаций



ДНЕВНИК 2014 - ДЕКАБРЬ

ЯНВАРЬ 2015 - ФЕВРАЛЬ - МАРТ - АПРЕЛЬ - МАЙ



бeз числа

На Середине Мира готовится публикация цикла стихотворений Клементины Ширшовой "Апейрон". Моя бы воля, перевела бы мудрёное греческое слово как "досознательное" (благодарю Игоря Вишневецкого). Яркие, стройные стихи.




бeз числа

Готово к публикации эссе Константина Кравцова "Советский Пушкин" о стихах и жизни поэта двадцатых годов Павла Васильева. Автором взят проблемный ракурс: русскость в современной поэзии, "русский космос". Рассказывая о трагически погибшем (и как типично погибшем!) великолепном поэте, на котором возможно остановилось бы золотое сечение всей русской поэзии двадцатых годов (и не было бы дихотомии Маяковский-Хлебников), Кравцов поднимает и злые вопросы современности. Поначалу недоумевала: всё без изменений. Поэты есть, схема уничтожения не меняется. Расстреливают боле гуманно, в сети. Но как известно, депрессия тяжело переносится. Но вот какая деталь. От слова русский меня сейчас воротит. Вовсе не потому, что я не разделяю позицию правительства. Есть страна, язык, и я живу в этой стране, говорю на этом языке и поддерживаю то, что эту страну защищает. Понятно с антирусскими настроениями. Они всегда были сильны, были периоды обострений и периоды затишья. Но то, что именно для "патриотов" (что в общем тоже наследует пресловутой исторической традиции) русскость именно сейчас стала разменной монетой, принять не могу, не хочу и нельзя.

Есть де вещи, о которых не буду говорить публично: православие и русскость.

В 1957 г. вышел довольно объёмный сборник стихов Павла Васильева. Госиздательствор Худлита, подготовка текста Е.А. Вяловой.




без числа

Из написанного 27 марта 1956 года письма в Главную военную прокуратуру Николая Асеева: «Впечатлительность повышенная, преувеличивающая всё до гигантских размеров. Это свойство поэтического восприятия мира нередко наблюдается у больших поэтов и писателей, как, например, Гоголь, Достоевский, Рабле. Но все эти качества ещё не были отгранены до полного блеска той мятущейся и не нашедшей в жизни натуры, которую представлял из себя Павел Васильев». Насчет блеска — субъективно, да и поэзия не совсем то же самое, что ювелирное изделие, но еще интересней — дальше: «Меня он привлекал к себе главным образом той непосредственностью таланта, которая сквозила во всех проявлениях его характера. Даже его выходки и бравады против меня были доказательством его непосредственной заинтересованности в поэзии. Я, как мог, доказывал ему, что линия Маяковского в поэзии — единственная правильная и приемлемая для советского поэта. Он слушал меня, противопоставляя свое знание народного быта, коренного уклада жизни, не изменяющегося в течение долгих сроков и не могущего измениться сразу. Маяковский, да и я, казались ему чересчур поспешными людьми, старающимися изменить бытовой идиотизм деревенской жизни без точного знания его уклада».

Отрывок из готовящегося к публикации очерка Константина Кравцова о Павле Васильеве. Чрезвычайно интересная работа. Прочитав этот отрывок (и заверстав), где Асеев говорит о линии Маяковского, подумала, что не хотела бы там быть. Не по нелюбви к Маяковскому. Судя по отрывку, атмосфера была тяжёлой и мертвенной (а не пламенной и кипучей).




*
без числа

Книга стихов "Туристическая сказка" почти вся - рифмованная. Причудливая. С неловкостями в связках (так говорит провинциалка в столице). Точно не могу сказать, зачем это дeлаю: платок, провинциализм. Чем кому-либо, мне меньше нужно изображать провинциалку. Или мне в самом деле стыдно перед приезжими? Но я-то - какая москвичка. Хотя - как посмотреть. И потом, провинциальный костюм, по большому счёту, носить не умею. Но "Туристическая сказка" хороша. Здесь стихи осторожные, с опаской, считанные почти по слогам.




*
без числа

Эссе "Мои девяностые" можно считать законченным. Но не уверена, что через некоторое время, открыв, не появится желания что-то менять. Пока пусть так.

На Середине Мира - весеннее пополнение: Татьяна Злыгостева и Фазир Муалим.

Татьяна Злыгостева

Фазир Муалим

Надеюсь о каждом из поэтов написать отдельно, ибо писать в одном пространстве о двух разных мирах не выйдет: а точнее - каша без соли. Потому - кратко. Фазир Муалим ориентирован на самое глубокое и самое внешнее. Ищет связь - трещину, диаметр. Его равно занимает волнение строки (всегда неровной, хотя умеет чётко выдержать ритм). И не менее важно до-словесное, что есть в слове. Он взрывает, раскапывает, электризует. Это стихи под властью этики, хотя эстетитка в них - всё решающий соправитель.

Татьяна Злыгостева наоборот, отстранена. Разглядывает фактуры, оболочки, соспоставляет, а не сталкиваеи слова. То играет на созвучиях, то на контрастах. В подборе есть просто замечатеотные стихотворения. Это то самое рококо (вернее, грёза-воспоминание о нём), когда на месте упавшего кусочка старой краски проступает грозное небо, будто открылось окно. Небо не всегда кажется милосердным. Здесь этика - в страдательном залоге.




*
без числа

Первая запись в марте. Путешествия слабослышащей написаны. Задумана баллада о Иосифе пркрасном. Нав этот раз с роскошью, длинными, насыщенными, почти неудобочитаемыми строками.




*
без числа

Пишутся путешествия слабослышащей




*
без числа

...про стихи. По надобности открыла "Похвалу бессоннице" и изумилась тому, как хорошо и как неправильно с моей нынешней точки зрения написано. Обаятельное нечувствие своего собственного стиля. И впоминаются остроконечные вопросы, некогда мне заданные. Например, из Песне о княгине Ольге: "Вот ты написала: на пасху раннюю. А знаешь ли ты, что такое ранняя пасха?". Конечно, знаю: голодно, холодно, ничего еще не взросло и кроме крови - никакой пищи. Домашних животных, имею в виду. Но написано это такой милой болтовнёй, что не убить это стихотворение просто нельзя. Или в "Триптихе" памяти Андрея Тарковского "поле, не взорванное собакой". А кем взорванное? Из дальнейших строчек неясно! Но в конце возникает все же собака.

Нет, от таких претензий отпихиваться не стоит, прежде всего - потому что никак и никто не отпихался бы, даже Пушкин с его "как денди лондонский одет", в 30-е годы. Тогда лайк денди одевались мошенники и бездельники.

Но что важно - еще не было того слуха. Тогдашнюю мелодию вела грубо, страстно. И можно бы эту страстность принять за "душевность", если б я была "душевным" поэтом. Неумелость часто трудно отличить от непосредственности. но возможно говорю о вещах, только мне и заметных. А "Похвала" очень хороша.




*
без числа

Св. Бригиты Килдарской. Учить очень соблазнительно. Соблазнительно знать. С этой точки зрения нелепо яркие губы и голое декольте целомудренее, но у меня и этого нет.




*
без числа

Пока стихи в рамках метра и рифмы, они - в рамках стихий. Ритм - крестовина между надстихийным и стихийным. Стихи намеренно без метра и рифмы тоже покоряются закону стихий. Но настоящая поэзия (как слышу ее) начинается за пределами стихий. Потому длинные, расслабленные, разомкнутые стихи требуют гораздо больше мастерства и более тонкого слуха. Можно научиться писать славные небольшие версии - одет - к воде, Петербург - Симург - Демиург. Можно взбудоражить строчки, переходить из метра в метр, как из тональности в тональность. На сейчас это и есть авангард. Но слышать музыку без костылей трудно. А читать такие стихи еще труднее.




*
без числа

Музыка - снова Саймон и Гарфанкл. Бесконечная витальная сила. Реанимация. Но не антидепрессант. Зимние праздники продолжаются. Смотрю на Крещение. Воскресенье - Крещенский Сочельник.




*
без числа

литературное

Премиальные жалобы. Что меня ожидает от старшего ридера за 12 написанных рецензий, представить пока не могу, но они написаны. Книги двух элитных издательств сито не прошли.




*
без числа

литературное

Поэт Сергей Завьялов - мастер найти уязвимое место, беспокоящий нерв. В переписке 2005 года на мой шутливый рассказ о круге чтения офисной красавицы, сказал: "Лучше бы Скидана читала". Тогда только вышло "Красное смещение", о котором Завьялов отозвался высоко. Наивная, иду в сеть, ищу "Красное смещение", уже висящее на Вавилоне аки хоругвь, читаю и цепенею.

- Он что, о Летове не слышал? Или - нарочно?

Королевская рать могла бы доказать, что книга супераутентична. Но я до сих пор не знаю, как относился хакер имени Веденского к звезде, бросившей: "Больше красного, Эдуард". Для справок: стихи Летова, которые мне помстились в "Красном смещении", были 1985 года.




*
без числа

Терапия - не лучшее свойство стихотворения (или стиха из стихотворения). Терапия и поэзия - вещи противоположные.




*
без числа

В поэзии есть нечто, красоте противоположное, и вот как. Бывает лицо и фигура, ничем не примечательные. Можно сказать: в жизни и на фото вы гораздо интереснее, живее. Да. Но вот какая странность: на плохой фотографии запечатлен прямой, открытый, искренний взгляд, которого в жизни и на красивых фото нет, только если в интимной обстановке, и то - в случае выяснения отношений. Это и есть поэзия. Или скажем, статуя. Невозможная, сияющая, неживая, ненужная. И это - поэзия. Красота в понимании человека невозможна без оттенка миловидности, доступности. А когда его нет, то есть - когда лицо живет, не притворяясь, - есть поэзия, а красоты нет. Но это не значит, что красота и поэзия не совместимы. Но если в стихах есть миловидность, их можно выбросить.






на середине мира

станция

алфавит

гостиная

кухня

корни и ветви

город золотой

новое столетие

озарения

дневник