на середине мира
алфавит
станция



ИЛЬЯ СЕМЕНЕНКО-БАСИН





Фото Валерия Калныньша



Илья Семененко-Басин родился в Москве в 1966. Окончил истфак МГУ им. М.В. Ломоносова. Доктор исторических наук.

Автор поэтических книг: «Ручьевинами серебра» (М.: Время, 2012), «Мои стихи: В память 100-летия кубофутуризма» (М.: издание автора, 2012), «Лира для диких зверей» (М.: Время, 2016), «Март 2007» (М.: издание автора, 2017), «Ювенилиа» (М.: Водолей, 2018). Член Союза писателей Москвы. Занимается также коллажем, участвует в международном движении Mail Art.



предуведомление к чтению


DIES



I
стена бела
занавес красный
дерево стола темно
благочестивые ясные границы

не изучение житья
участие — когда светит
светит на колоннаду
видимою становится шпалера, невесомая
чистые цвета на камне

а за горами займётся сияние
и на привязи — звёзды


II
дымясь и трескаясь, отделяется
щели даёт
личина
в моём первом городе, полном молодых лиц
трескается, разваливаясь на куски
горячий пар и
прохлада свежего воздуха


III
кошкин дом, беспорядок и безопасность
на камнях развалившийся одичалый пейзаж
а мог бы и на столе завязаться письменном
в прихожей
в шкафу с крупою и сахаром

ежели здесь старик
в грязном тряпье, бронзовая голова
подаст второму стаканчик кофе
всклокоченному, с профилем чеканным
чем ему ответит второй?
неподвижный — протяжливым взглядом


IV
вкушающий старость с печалью
и вскипающий силой
нет на твоей улице ни одного
человека, который когда-нибудь не умрёт
на этой улице
профсоюз не работает, впрочем
видишь кошек
а не крыс
камни по полянам, мягко отломленные куски
дудками выросшие
наступают тремя охватами
если вприглядку, то
мрамор, крем, мороженое — равно съедобны


V
поверху на заход солнышка бег
сквозь исчезающие цвета
понизу рвутся и валятся жидкие стихии

что же будет противу цветения?
золотое на синем молчание
золотое на синем
дробится в падении, низвергаясь
охом
работой какой-то тяжёлой
глубже, глубоко, где монеты в щелях
что за работа
во рвах сновидений


VI
высокое
светлей, чем орлы на копьях
осеннее, когда земле уже всё дано
помимо бестолочи автомобилей
к нему фигуры, модулированные цветом
к нему избыточное пятно
зелёное — зеленоватых сумерек на кухне
чёрное — могучих теней
овцы под ним на пажитях, под пажитями
триумфальные арки
и выбирает своё — у меня в руках
ломтик сыра
засветился в солнечном луче


VII
огни на густо-голубом, половина седьмого
гуляешь с прочитанным и
от слов тепло: «день — тьма, а не свет»
отдохновение всех имён
laudate, — ревут издалече комья земли
и в каждой глыбе дыхание человеческое
было ли это музыкой или

бывает здесь и неизменное
по дороге от форума к цирку
только собаки да влюблённые


VIII
позволить незавершившемуся
оставить свой прорезанный след
встретить твой день рождения разнообразием
через ультрамарин, через пепельный
от белого к иссиня-чёрному
в рассеянной тени
в исступлённом покое

— опершись на локоть с улыбкой
что видишь? — новорожденных
без ветхой одежды


IX
не вниз, вверх по спирали
стремится мраморная лёгкость
долина разжимается, раскрывается под солнцем
и в октябре

после деревенских просторов — городские берега
собеседник
прикрывает глаза
«мы не можем
свободно владеть своей волей»
на корабельщиках, готовых к отплытию
позолоченные маски, скрывшие лучистый блеск
и был этот блеск из-под масок
словно золото в тленном корабле


X
бесформенной души ниже
пониже излома камня
улицы движутся часовыми стрéлками
пройти
освещёнными промежутками
согласиться с художником
по ту сторону сна — земля
протянутые руки
распростёрлись солнечные часы
над подземной тюремкой
сиречь над сердцем города

позволить им найтись на земле живых


XI
в пустоте между
ними двоими, светлой фигурой и светлой
собираешься в каплю — клубящаяся
нежная, водимая зрением

вращаются в изумлении бородатые головы
мерцай негромко
переливайся в бронзовых улитках
милосердные кожи — после Эдема, теперь
облака
водотечью струящаяся твердь


XII
встречать разноречивость вечерних лазурных
разные розовые
(городской мост — не лесная тропа
под ногами ни корня, ни валежника)
проходя над рекой
ужиная в увеличивающейся толпе, беседуя
о прекрасных растениях
процветших в пустыне без корней

проповедуй себе
а по реке восприимчивости
стремительная разбежка: струящиеся зеркала
в стороны и вперёд, бесшумно



ИЛЬЯ СЕМЕНЕНКО-БАСИН
На Середине Мира



Ручьевинами серебра: стихи из книги

эссе

Контурный рисунок. Стихотворения.




на середине мира: главная
озарения
вера-надежда-любовь
Санкт-Петербург
Москва