на середине мира алфавит станция Андрей Полонский: эссе. Из Странствий стихи. Страстная Пятница стихи стихи тринадцатого года император подсознания: из текстов 2016 — 2017 гг. о поэзии на июнь 2017 г. Коронические этюды Нас пора кончать. Стихотворения 2020 АНДРЕЙ ПОЛОНСКИЙО РУССКОЙ ПОЭЗИИ НА ИЮНЬ 2017
Стихосложение снова приобретает социальное измерение, у нас появляется слушатель и читатель.
По крайней мере, я все чаще вижу слушателя и читателя за пределом профессионального и дружеского круга.
Но, при этом, если говорить о поэзии, как о внутреннем деле поэтов, люди занимаются совсем разными вещами.
С одной стороны, обозначилась и упорно тянется к критическим трибунам и толстым журналам такая своего рода
постсоветская графомания тридцатилетних, повторяющая зады советской и антисоветской литературы 70 – 80 –х годов
(одна моя знакомая поэт и издатель в частной переписке очень удачно, — на мой взгляд, —
назвала этих ребят «урлой»). Это либо бойкая, либо совсем унылая силлаботоника про ох и ах,
то есть простые человеческие чувства, радости и печали. Стишки с выходом, часто с выводом.
И все было бы неплохо, если бы не слова, не порядок слов. Тысячи раз истрепанные, повторенные
на десятки ладов десятком голосов сочетания и образы невыносимы. Такое впечатление, что все это пишет один,
перечитавший Есенина и Бориса Рыжего и добавивший к ним немножко Бродского, автор третьей руки.
Хоть бы Клюева взяли в оборот, что ли…
С другой стороны, люди плодят филологические изыски и околофилософские пассажи, напоминающие вечный перевод со среднего англосаксонского наречия. В лучшем случае там ночует Хайдеггер и Витгенгштейн, в худшем — Драгомощенко (сразу скажу, тексты Аркадия Драгомощенко мне нравятся, разговор не о том). Здесь тоже как бы один автор, различить интонации очень сложно. Беда и того, и другого устойчивого направления — в невероятной литературности. Просто это литературность разного свойства. У одних вульгарная, школьная, у других — изощренная, помноженная на философское, филологическое, а иногда и математическое образование. В лучшем случае где-то есть мысль, но никогда нет — жизни и личности, судьбы и прищура. Текст создается вообще, по утвержденным в разных инстанциях и институциях рецептам и лекалам. При этом такое стихосложение, будь оно регулярный стих или верлибр, вполне может нравиться публике, потому что оно соответствует ожиданиям того, каким принято быть не только стихотворению, но и чувству, переживанию, отношению. Это общий взгляд, к нему привыкли. Меня, — и это естественно, — интересует только та поэзия, которая мимо этой обоюдотупой литературщины. В большом хоре очень интересных голосов, надеюсь, не затеряется и мой голос. Думаю, русская поэзия действительно переживает сейчас свой (бронзовый, платиновый, медный, — подставь на выбор) век. Но об итогах, — если культура будет жить после нас, — будем судить не мы. |