на середине мира
алфавит
станция



ОЛЬГА ЗЛОТНИКОВА






Ольга Злотникова. Поэт, художник. Родилась в 1987 году в Минске. Училась на историка, философа, библиотекаря, ландшафтного дизайнера, работала курьером, копирайтером. Автор книги стихотворений «Паства» (2016). Живу попеременно в дер. Радогоща Новогрудского р-на, РБ, и в Минске, воспитываю двоих сыновей.

Знаковые воспоминания детства каким-то непостижимым образом предопределяют основное тематическое поле творчества, вектор его внутреннего движения. Вся последующая жизнь с ее потерями и обретениями в каком-то смысле только дополняет то, что дано изначально, создает объем и перспективу.

…Мне вот-вот исполнится два, мы с бабушкой в Крыму, я раскачиваюсь на огромных качелях, задрав голову к небу, и учусь считать до ста. Это ощущение замирания сердца, когда качели с большой высоты летят вниз, одно из любимых до сих пор. И второе, оттуда же: мы с бабушкой идем вдоль берега моря, бабушка рассказывает мне сказку про Улиткин Град (она сочиняла для меня удивительные сказки), а вдалеке, в море, на волнах раскачиваются два маленьких парусных кораблика.




ИЗ РAДОГОЩЕНСКОГО ДНЕВНИКА



смотри:

1.
смотри: в цветке новорождённом
/шиповника в июне/
течет неизречённая река,

бутоны свернуты в себя,
все вещи мира
вывернуты внутрь.

ты ухо приложи
к тугому животу-бутону
жены беременной своей:

одна молитва тихая звучит —
три сердца вторят.


2.
смотри:
бутон вот-вот взорвется
и хлынут воды,

и станет тихая и полая она,
а ты из буковок составишь имена,

и близнецы адам и ева,
спелёнуты в отца и мать,
сплетутся реками своими.


3.
смотри:
шиповник под окном
зацвел,

и боль прошла, как родовая мука,
и можно речь, как реку перейти.





* * *
я мылась в дедовском саду,
ковшом зачерпывая воду,
колодезную,
на солнце разогретую,
из цинкового старого ведра,
но солнце пряталось,
и тело тонкое
покорно отзывалась
едва заметной дрожью,
ознобом мелким и гусиной кожей
на матовой поверхности
молочных бедер,
живота, груди,
испугом маленьких сосков.

а яблоня роняла лепестки,
или легчайших бабочек прозрачных,
или сидели ангелы на ней
и мне на плечи опускали крылья,
нет, крохотные крылышки,
молочно белые,
чтобы меня ласкать?

и не было ни сна, ни мысли,
ни времени, ни боли — ничего,
так незаметно проступала
реальность, суть, я впитывала кожей
все то, что ни присвоить, ни назвать —
почувствовать, как дуновенье,
и отпустить — пускай течет вода.
    о, слишком дивный сон
о юности!
моей, чужой?
забыть, забыть, запомнить…





* * *
отмоли меня, отними у смерти,
она мне не мать, а чужая тетка,
держит меня в черном теле,
по имени не зовет.

а я танцевать хочу,
видишь,
ветер в саду танцует,

яблоней на сносях
у дороги стоять,
из ручья молоко пить
дворнягой Господней.

а я любить хочу,
как мать младенца любит,
мир на руках качать,

ой-люли-люли, спи,
болезный мой,
утро вечера мудренее,

каждую ресницу знать,
каждую родинку целовать,
раны слюнкой мазать,

что-то такое на ухо шептать,
о чем только он да я,

и в шелесте сада осеннего
услышать однажды: Ольга,
и броситься яблоне на грудь:
Господи, Ты!





* * *
Ольге Маркитантовой


1.
горит гвоздика, бархатцы горят,
в мгновенье ока долетает взгляд
от свечки поминальной до цветка,

твоя рука коснется лепестка,
из немоты в раскрытую ладонь
переметнется радостный огонь,

и ты узнаешь тысячу вещей,
и в каждой будет камень и ручей,
и в каждой будет ключик и чердак,
и ты сюда приходишь просто так.


2.
ты обожжешься, но огонь певуч,
и, как смычок, играет желтый луч,
и липа по соседству так поет,
как будто всё свершилось наперед,

и жизнь, и смерть, и нет ничьей вины,
и птицы в человека влюблены,
как девушки, одна тоска горит

во всех вещах, и липа говорит:
— не тронь меня, не заводи пилу,
— оставь меня, — ей вторит дальний луг,


3.
цветок горит: — не рви, не рви, не рви,
в моей веселой травяной крови
есть утешенье скорби вековой
в одном лишь вскрике-всполохе: живой!

и вся природа молит: — отпусти
расти и быть, родить, дышать, цвести,

и бабочки летят, как огоньки.
здесь так тепло, не отнимай руки:

горит гвоздика, бархатцы горят,
и ангелы с цветами говорят,
и мертвые твои, как маяки,
живые, светоносные стоят.





* * *

1.
июль явился бабочкой в окно,
скорее цветом, чем прикосновеньем,
скорее тишиной, чем…
перед грозой такая тишина!

а мы смогли бы бабочкой в просвет
из своего присутствия молчать:
намёком, взмахом,
жизнью смерть поправ,
смотреть из глубины цветов и трав?

лучась, как детство, явленное нам,
чтоб стать надеждой,
хижиной дощатой
в запутанных темнеющих ветвях
(как хорошо сбегать туда в июле!)

не забирай меня отсюда, смерть!


2.
— а если я умру, — спросило детство, —
зачем тогда кузнечики в траве?

— а если я умру, — спросила юность, —
зачем тогда жасмин перед грозой?

— а если я умру, — спросила зрелость, —
зачем тогда налитые плоды?

— а если я умру, — спросила старость, —
зачем тогда вязание и сон?

— а если я жива, — спросила смерть, —
зачем тогда меня вы так боитесь?

и человек, смущенный, замолчал,
потом чему-то долго улыбался
в густые седоватые усы.

а рядом с ним, как мать, сидела смерть
и гладила младенческие кудри,
и называла именем домашним.





* * *
как розов пруд, как мята тяжела, 
растертая в руке, и как прекрасна, 
как эта жизнь, которая прошла, 
оставив отблеск розовый, погасла,

оставив на ладонях аромат, 
свой травяной и пряный отголосок, 
и нет ее, но всё давно сбылось, как 
утраченное сбудется стократ,

и пруд молчит, но в этой тишине 
смерть явлена, как в коконе тишайшем, 
так не молчи, младенец, продолжай же 
рассказывать природе обо мне,

пребудет сад, родит свои плоды, 
пребудет день, родит закат неброский, 
и на пруду, у розовой воды, 
в чужих ладонях — наши отголоски

воскреснут этим запахом родным 
сто тысяч лет, сто тысяч жизней после, 
а главное, тишайшее, сбылось ли? 
и над водой тончайший белый дым…

не умиранья страх, но высоты —
  из глубины, со дна земного ада. 
а в тишине уже другого сада 
смеются большеглазые цветы, 
и вглубь и вверх, 
насколько хватит взгляда —
пруды, сады…





на середине мира
новое столетие
соцветие
город золотой
СПб
Москва
корни и ветви