ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА ШВАРЦ17 мая 1948 — 11 марта 2010 гг.Выдающееся явление в современной поэзии, в восьмидесятых — «Королева поэтов», лауреат премии Андрея Белого,
дающейся (тогда)
за сопротивление языку. Одно из самоопределений: человек средневекового сознания.
Родилась в 1948 году в Петербурге, в месяце мае. Стихи Елены Шварц надо читать долго, а потом, если
нет достаточного багажа, собирать его по библиотекам. Античность, средневековье, барокко, золотое и серебрянное столетия, вторая половина двадцатого столетия —
ей подвластно всё, и во всём она находит квинтэссенцию. Автор «Белой книги» стихотворений.
ЭЛЕГИИ НА СТОРОНЫ СВЕТА1978 г.Тексты взяты из книги «Стихотворения и поэмы Елены Шварц», СПб, «ИНАПРЕСС», 1999, с. 92 — 98 1 (северная) М. Ш. По извивам Москвы, по завертьям её безнадежным Чья-то тень пролетала в отчаяньи нежном, Изумрудную утку в пруду целовала, Заскорузлые листья к зрачкам прижимала, От трамвая-быка, хохоча ускользала И трамвайною искрой себя согревала. Зазывали в кино ночью — «Бергмана ленты!», А крутили из жизни твоей же моменты По сто раз. Кто же знал, что ночами кино арендует ад? Что, привязаны к стульям, покойники в зале сидят, Запрокинувши головы, смотрят назад? Что сюда их приводят как в баню солдат? Телеграмма Шарлоте: «Жду, люблю. Твой Марат», Скинула семь шкур, восемь душ, все одежды, А девятую душу в груди отыскала, — Она кротким кротом в руке трепетала, И, как бабе с метлой, голубой и подснежной, Я ей глазки проткнула, и она умирала. Посмотри — небосвод весь засыпан и сыплются крылья и перья, Из неделю не выместь — зарыться навеки теперь в них. Посмотри — под Луной пролетают Лев, Орёл и Телец, А ты спишь, ты лежишь среди тела змеиных колец. Там, где мрак, — там сиянье, весь мир изувечен. Мраком ангел повился как цепким растеньем, Правь на чёрную точку, на мглу запустенья, Правь на темень, на тьму, на утёсы, на смутное — в яму. В прятки ангел играет — да вот он! В земле, под ногами. Он не червь — не ищи его в поле ты роясь. Видишь — светлые птицы к зиме пролетают на полюс? Посмотрела она, застонала, И всю ночь о зубцы запинаясь летала, И закапала кровью больницы, бульвары, заводы. Ничего! Твоя смерть — это ангела светлого роды. 2 (южная) Ивану Бурихину
Девушка! Вы что-то обронили? Ах, неважно. Это так — ступня. Как перчатка узкая. И пылью Голень поразвеялась, звеня. И гладя на вас, я хватилась себя — Нет старой любви, нет и этой зимы, И будущей — только на мачте огонь Горит синеватый. Да рёвы из тьмы, Да стаи ладоней кружат надо мной, Как чайки, и память уносят, клюют, И тьма костенеет, и скалы хрипят, И ткань будто близко и яростно рвут, И жизнь расползается в масляный круг — А точкой болимой была. Обломки плывут. Скажи мне, родимая — я ли жила На свете? В лазури скользила, плыла? Изумрудную травку с гусыней щипала, рвала, И мы с нею шептались — ла-ла да ла-ла? В луже вечность лежала, и я из неё и пила, Разлилась эта лужа, как море, где в волнах — ножи, Они рубят и режут. О долгие проводы — жизнь! А ведь Бог-то нас строил — алмазы, В костяные оправы вставлял, А ведь Бог-то нас строил — Как в снегу цикламены сажал, И при этом Он весь трепетал, и горел, и дрожал, И так сделал, чтоб всё трепетало, дрожало, гудело, Как огонь и как кровь, распадаясь, в темноты летело — Где сразу тебя разрывают на части, Впиваются в плечи несытые пасти, Вынь памяти соты — они не в твоей уже власти. И только любовь, будто Лота жена, блестит, Копьём в этой бездне глухой висит. Где полюс Вселенной, скажи мне, алмазный магнит! Где белый и льдистый сияющий Тот, К которому мчатся отныне и Нансен, и Пири, и Скотт, Чрез тьму погоняя упряжку голодных теней? Я тоже туда, где заваленный льдинами спит Лиловый медведь — куда кажет алмазный магнит. Горит в небесах ли эфирный огонь, И глаз косяки пролетают на Юг. Птицы — нательные крестики Бога! Много вас рвётся и снова вас много, Вы и проводите нас до порога Синих темнот, где найдём мы упряжку и сани, Где чрез вечную тундру дорога — Там уже не собьёмся и сами. 3 (восточная) Е. Феоктистову Встань — не стыдно при всех-то спать? Встань — ведь скоро пора воскресать. Крематорий — вот выбрала место для сна! Встань — поставлю я шкалик вина. Господи, отблеск в витрине — я это и есть? В этом маковом зёрнышке воплотилась я здесь? Что ж! Пойду погляжу цикламены в трескучем снегу, И туда под стекло — пташкой я проскользну, убегу. Да и всякий есть пташка — на ветке плюща, И никто его слушать не хочет, а он разливается пуще, Золотым опереньем укроюсь погуще, Погадай, погадай на кофейной мне гуще. Потому что похожа на этот я сдохший напиток, Потому что я чувствую силу для будущих пыток Боже, чувствую — на страну я похожа Корею, Наступи на меня, и я пятку Тебе согрею. Боже, выклюй зерно из меня поскорее. Солью слёз Твоих буду и ими опьюся, Всяк есть птица поюща — так хоть на него полюбуйся. И сквозь снег, продышав, прорастает горчичный цветок, Позвоночники строем летят на Восток. Форма ангела — ветер, он войдёт незаметен, Смерть твой контур объест, обведёт его чётко — Это — едкое зелье, это — царская водка. И лети же в лазури на всех парусах, Форма ангела — ветер, он дует в висках. 4 (западная) Н. Гучинской На Запад, на Запад тропою теней Всё с воем уносит — туда, где темней, Обноски, и кольца, и лица — как шар в кегельбане, Как в мусоропровод — и всё растворяет в тумане. Так что ж я такое? Я — хляби предвечной сосуд, Во мне средиземное море приливом, отливом мерцает. Я уши заткну и услышу, что в ракушке, шум, И сохнут моря и сердца их. А что остаётся на сохнущем быстро песке? По пальцам тебе перечислю в тоске: Моллюски, и вирши, и слизни, и локон, Но вот уж песок, подымаясь, зачмокал. Человеческий голос, возвышаясь, доходит до птичьего крика и пенья. Ах, вскричи будто чайка — и ты обретаешь смиренье. Я и так уже тихая, до отвращенья. (Цветы от ужаса цвели, хотя стоял мороз, Антихрист в небе шёл — средь облаков и звёзд. Но вот спускаться стал, и на глазах он рос. Он шёл в луче голубом и тонком, За ним вертолёты летели, верные, как болонки. И народ на коленях стоял и крестился в потёмках. Он приблизился, вечной холод струился из глаз. Деревянным, раскрашенным и нерождённым казался. Нет, не ты за нас распинался! Но он мерно и чётко склонённых голов касался). Всё с воем уносит — и только святые приходят назад. (Вот Ксения — видишь? — босая — в гвардейском мундире до пят, Кирпич несёт Ксения, и нимб изо льда полыхает). Всё ветер уносит на Запад тропою теней. И стороны света надорвало пространство крестом, Как в трещащем и рвущемся ты устоишь — на чём? Лучше в небо давай упорхнём. Туда — на закат, где, бледна, Персефона С отчаяньем смотрит на диск телефона, Где тени и части их воют и страждут, Граната зерном утолишь ты и голод, и жажду. БОЛЬШАЯ ЭЛЕГИЯ
на Пятую сторону света. стр. 205 — 207. Как будто теченьем — все стороны света свело К единственной точке — отколь на заре унесло. Прощай, ворочайся с востока и запада вспять. Пора. Возвратно вращайся — уж нечего боле гулять. От Севера, Юга — вращай поворотно весло. Ты знаешь, не новость, что мир наш, он — крест, Четыте животных его охраняли окрест. И вдруг они встали с насиженных мест — И к точке центральной — как будто их что-то звало, А там, на ничейной земле, открылася бездна-жерло. С лавровишневого юга на чёрном сгустившемся льве Ехала я по жестокой магнитной траве. Там на полуночье — жар сладострастья и чад, Там в аламбиках прозрачных огромное пламя растят. Вдруг — грохот и шум — впереди водопад. Обняв, он тянул меня вглубь, куда тянет не всех, А тех, кто, закрывши глаза, кидаются с крыши навек. Но, сделав усилье, я прыгнула влево и вверх. И это был Запад —— где холод, усталость и грех. При этом прыжке потеряла я память ночей, Рубины и звёзды, румянец и связку ключей. А мельница крыльев вращалась, и вот уже я На Севере в юрте, где правит в снегах голова. Но снова скольжу я на тот же стол водяной Со скатертью неостановимой, и книги несутся со мной. Тогда на восток я рванулась в последней надежде, Где горы, покой, там боги в шафранной одежде. Но сколько же ты не вращайся на мельнице света сторон, Есть только два выхода, первый: паденье и склон. Другой — это выброс во внешнюю тьму, Его я отвергну, там нечем кормиться Уму, Там нет ни пристанищ, ни вех, ни оград. О нет! Остаётся один водопад. Та страшная точка, она — сердцевина Креста, Где сердце как уголь, где боль, пустота. Но это же сердце — грохочет там кровь — Наводит надежду, что в гневе сокрыта любовь. Прощай, моя мельница, света сторон колесо! Меня уже тянет и тащит, я вас вспоминаю, как сон. Никто мне уже не вернёт ни ключей, ни камней, Ни имён, ни костей. Я с искрою света в ладонях лечу среди ливня теней. О ливень, о мельница, о водопад! Мы смолоты в пепел и прахом осядем на дне. Лев, ангел, орёл и телец растворились во мне. Но если успеешь ещё оглянуться вверх, на исток — Там стороны света кружатся, как чёрный цветок, И если я искру с ладони своей проглочу — То чудо случится — я вверх, в сердцевину лечу. Уже меня тянет обратный подъёмный поток. Как будто пропеллер, а в центре его — граммофон (А музыку слышно с обеих сторон). И вот вылетаю в рассветную радость, в арбузный Восток. Я всомню тотчас, что мир — это Крест, Четыре животных его охраняют окрест, А в центре там — сердце, оно всё страшнее стучит. Я вспомнила память, нашла золотые ключи. Четыре животных к концам своих стран побежали. Чтоб сразу за всеми успеть — распяться надо вначале. Ангел над головой, лев красногрудый в ногах, Двое других по бокам, на часах. Лука, Иоанн, Марк и Матфей В розовом сумраке сердца сошлись со связками книг. Сердце, сердце, прозрей же скорей! Сердце глазёнком косится на них. У мысли есть крылья, она высоко возлетит, У слова есть когти, оно их глубоко вонзит. О, ярости лапа, о светлого клюв исступленья! Но ангел с Тельцом завещали нам жалость, смиренье. Я всех их жалею. И не заметила — вдруг — На Север летит голова, а ноги помчались на Юг. Вот так разорвали меня. Где сердца бормочущий ключ — Там мечется куст, он красен, колюч. И там мы размолоты, свинчены, порваны все, Но чтоб не заметили — всемя даётся и дом. Слетая, взлетая в дыму кровянисто-златом, Над бездной кружим и летим в колесе. В крещенскую ночь злые волки сидят у прорубной дыры. Хвосты их примёрзли, но волки следят за мерцаньем игры Звёзд, выплывающих снизу, глубокие видят миры. Зоркие жалкие твари — не звери-цари. Волки — тоже, что мы, и кивают они: говори. Мутят лапою воду, в которой горят их глаза Пламенем хладным. Если это звузда, то её исказила слеза. В ней одной есть спасенье, н неё и смотри, Пока Крест, расширяясь, раздирает тебя изнутри. 1997 г. ИЗ «БЕЛОЙ КНИГИ»
Коляска, забытая у магазина. Ребёнок позабыт в шелку коляски. Мать утонула в блеске магазина. На крае сумерек уж появилась ночь. С кровавой ягодкой влечёт она корзину. Клубится и мяучит кот, Фонарь горит над низкою луною, Лежит младенец под Чуть наклонённою стеною, Жива стена, жив шёлк, шуршат пелёнки, И только нет его, он растворён, Он ничего не значит, Как эти крики хриплые вокруг. Ребёнок чей? Уже давно он плачет. Они кричат, как птицы надо льдом, А он, кружася, упадает в прорубь, Коляску метит, пролетев с трудом Розовоглазый голубь. Столпились тени, лёд шуршит газетой, Но плошка разума светится, не погасла, Хоть испаряется её святое масло, Хотя уже дрожит несчастный огонёк И жалобно клонится. Но где ж она. родимые сосцы, тепло и свет? Пора бы появиться И появляется с авоською она — Что выплюнуть его на свет решилась, И весело влечёт скорей туда, Где сразу всё забылось. И не заметно ей — младенец растворён В ночи, как сахара кусочек, Но он воскреснет вновь, да, выплывет он вновь До новой тьмы и ночи. 1972 г. Элегия на рентгеновский снимок моего черепа Флейтист хвастлив, а Бог неистов — Он с Марсия живого кожу снял — И такова судьба земных флейтистов, И каждому, ревнуя, скажет в срок: «Ты мёду музыки лизнул, но весь ты в тине, Всё тот же грязи ты комок, И смерти косточка в тебе посередине». Был богом света Аполлон, но помрачился — Когда ты, Марсий, вкруг руки Его от боли вился. И вот теперь он бог мерцанья, Но вечны и твои стенанья. И мой Бог, помрачась, Мне подсунул тот снимок, Где мой череп, светясь, Выбыв из невидимок, Плыл, затмив вечер ранний, Обнажившийся сад, — Был он, плотно-туманный, Жидкой тьмою объят — В нём сплетались тени и облака, И моя задрожала рука. Этот череп был мой, Но меня он не знал Он подробной отделкой Был похож на турецкий кинжал — Он хорошей работы, И чист он и твёрд Но оскаленный этот Живой ещё рот. Кость, ты долго желтела, Тяжелела, как грех, Ты старела и зрела, будто грецкий орех, — Для смерти подарок. Обнаглела во мне эта жёлтая кость, Запахнула кожу как полость, Понеслася и правит мной, Тормозя у глазных арок. Вот стою перед Богом в тоске И свой череп держу я в дрожащей руке — Боже, что мне с ним делать? В глазницы ли плюнуть? Вино ли налить? Или снова на шею надеть и носить? И кидаю его — это лёгкое с виду ядро, Он летит, грохоча, среди звёзд как ведро. Но вернулся он снова и, на шею взлетев, напомнил мне для утешенья: Давно в гостях — на столике стоял его собрат для украшенья, И смертожизнь он вёл засохшего растенья Подобьем храма иль фиала. Там было много выпито, но не хватало, И некто тот череп взял и обносить гостей им стал — Чтобы собрать на белую бутылку, Монеты сыпались, звеня, по тёмному затылку, А я его тот час же отняла — Поставила на место — успокойся — И он котёнком о ладонь мою потёрся. За это мне наградой будет то, Что череп мой не осквернит никто — Ни червь туда не влезет, ни новый Гамлет в руки не возьмёт. Когда наступит мой конец — с огнём пойду я под венец. Но странно мне другое это, Что я в себе не чувствую скелета, Ни черепа, ни мяса, ни костей, Скорее же — воронкой после взрыва Иль памятью потерянных вестей, Туманностью или туманом, Иль духом, новой жизнью пьяным. Но ты мне будешь помещенье, Когда засвищут Воскресенье. Ты — духа моего пупок, Лети скорее на Восток. Вокруг тебя я пыльным облаком Взметнусь, кружась, твердея в Слово, Но жаль, что старым нежным творогом Тебя уж не наполнят снова. ОРФЕЙ На пути обратном Стало страшно — Сзади хрипело, свистело, Хрюкало, кашляло. Эвридика: — По сторонам не смотри, не смей, Край — дикий. Орфей: — Не узнаю в этом шипе голос своей Эвридики. Эвридика: — Знай, что пока я из тьмы не вышла, — Хуже дракона. Прежней я стану когда увижу Синь небосклона. Прежней я стану — когда задышит Грудь — с непривычки больно. Кажется, близко, кажется, слышно — Ветер и море. Голос был задышливый, дикий, Шелестела в воздухе борода. Орфей: — Жутко мне — вдруг на тебя, Эвридика, К звездам выведу, а… Он взял — обернулся, сомненьем томим — Змеища с мольбою в глазах, С бревно толщиною, спешила за ним, И он отскочил, объял его страх. Из мерзкого брюха Тянулись родимые тонкие руки Со шрамом родимым — к нему. Он робко ногтей розоватых коснулся. — Нет, сердце твое не узнало, Меня ты не любишь, — С улыбкою горькой змея прошептала. Не надо! не надо! — И с дымом растаяла в сумерках ада. 1982 г. ИЗ НОВЫХ СТИХОТВОРЕНИЙ. Тексты взяты с сайта «НОВАЯ КАМЕРА ХРАНЕНИЯ». КРЕСТ ПОСЛЕ РАСПЯТЬЯ Когда Спасителя в пещеру положили, День cерый занялся и тучи, нависая, Шар обернули земный В саван. Птицы не служили, Вздыхали судорожно бедные ягнята, А люди сонно жили, Виновато. Да, никому на свете не жилось — В день смерти Бога Сгнило всё Насквозь. А крест покинутый Чернел, как бы сожжённый, Уже не помня, где его срубили, где пилили, А кипарисный пень-отец по сыне тосковал, Раскинув лапы и глубоко в землю вгрызшись. А крест был ближе всех, И он поддерживал страдающего Бога — Сын-кипарис, Бог Сын, они слились Божественным он прокалён огнём Кровь Бога светлая на нём. Он помнит Его прикосновенье И тяжесть Бога, А Бог — его шершавую древесность, И жалость деревянную, и нежность. И ночью видели — взошла луна Она была крестом разделена. Четыре красные куска, Была разрезана она. Когда случилось Воскресенье — Крест вздрогнул и вспотел огнём, И вдруг воскрес, И вот он снова кипарис В саду небес. СОЗВЕЗДИЕ ЛЕБЕДЯ ИЛИ СНЯТИЕ С КРЕСТА (небесное и незавершённое) Я смотрела на звезду, понимая Что между нами длинный канал. Руки поднять и скользить туда, где она, сияя, Нервничает, как ночной вокзал. Пока я смотрела — небосвод кружился И качнулся, сдвинув на пядь её, Она была позвонком предвечного Горнего ледяного распятия. Млечный полог чуть колыхался — там какие-то тени Из крыльев лебяжьих гвозди, плача, тянули. Но вдруг замерли, оцепенели, Все в полёте чрез чёрное небо уснули. Называли ведь «Лебедь», но это ли птица? Руки надломлены… Глуха высота. Начинается — но века оно длится — В скорбном небе — снятие со креста. ИМЕНА ЦАРЕЙ ИЛИ ТОНКИЙ СОН Звезда над ними клонит голову, И, круглолобее вола, В издревле стойло ей знакомое Как зверь и пастырь их гнала. Я с юности знала трёх странных царей имена — Три царственных странника — юный, и средний, и старый... Но в книжице этой старинной Гаспар Был назван иначе — Йаспаром. Лениво читала я книгу о чудных царях, Как шли они к точке одной с трёх сторон кругозора, Как нить путеводную им размотала звезда, Себя истощая, с царей не сводящая взора. Лениво читала о том, что дарили они — Шары драгоценного ладана, смирну, златые монеты, И там толковалось — что знаменуют они И чем обернётся всё это. Задумавшись, я посмотрела окрест (А финское море сверкало очами своими златыми) Звезда уносила в груди своей крест… «Нет, не зря изменилось то имя: Гаспар на Йаспар» — кто-то рядом сказал. Иль это был тонкий сон Начальное «йа» да «Б» — Бальтазар — Инициалы священных колонн. А что ж означает тогда Мельхиор (Как медленно строится храм!) И буквы внезапно менялись местами, И имя плясало — Хирам. А финское море своё серебро расшвыряло, Звезда уносила свой крест. И сердце пустое моё узнавало Забытую тайну — пока я смотрела окрест. Стихотоврения Елены Шварц О ПОЭЗИИ ЕЛЕНЫ ШВАРЦ
АНДРЕЙ АНПИЛОВ Светло-яростная точка Магнитная аномалия Грозовая звезда ОЛЕГ ДАРК П Т И Ц Ы И Р Ы Б Ы ТАНЕЦ МОЛНИИ ТЕАТР НА ОСТРОВАХ ЕВГЕНИЯ ИЗВАРИНА Поэзия метаморфозы на середине мира новое столетие город золотой СПб станция озарения |