на середине мира
алфавитный список
СПб
Москва
новое столетие
ЧНБ



ПОЭМА ДЛЯ АРХИТЕКТОРА




ВСТУПЛЕНИЕ — ЭПИЛОГ
.
А будущее повернуло вспять.
Его постройки, улицы и тени
мы стали понемногу различать.
И вот — глядят за облака растения.
.
Речистой увертюры кислый плод
что в плотных листьях спрятаться хотел,
к столу был подан, только лишь созрел.
И что теперь? Им потчуют народ.
.
Посыл — кто не был, вряд ли что поймёт,
бессмыслен. И за ним другой посыл,
что раньше — лучше. С виду образ мил,
не верен в корне. Но молва — идёт.
.
Меж крайностей, как между тротуаров.
Проезжая пугает полоса.
Но что имею — я имею даром,
и что живу — не боле полчаса.
.
Я не себе в ущерб, но сделав выбор,
портретную продолжу галерею.
Зима грозит — и вглубь уходит рыба,
и люди одеваются теплее.
.
Для горожанки — счастье среди звуков
полифонии, жуткой и родной,
хоть несколько созвучий сердца гулких
на весь псевдоклассический покой.
.
Так, звук один способен жизнь сберечь
великолепной, сильной и нетленной.
Вступление затихло. Сердца речь.
Оно одно, одно во всей вселенной.




ВСТУПЛЕНИЕ
.
Полифоничной классики размер
порой похож на городские виды,
где много призм и очень мало сфер,
глядят следы немаленькой обиды.
.
Дух затаён, и если скажут вдруг:
есть человек не с горькою душою,
я не поверю сразу. Так устроен
и человек, и человека круг.
.
Но среди душ привычных есть порой
создания совсем иного царства.
Они живут, творя своё пространство,
и о таких нам говорят: герой.
.
Сомнительное слово. Только мы
зачем-то в них как в помощь Божью верим.
Вот, он придёт, и нам откроет двери,
преобразит в нас души и умы.
.
И эта вера, в человека ли,
во что-то ли, помимо человека,
как тоненькая первая наметка,
сильнее звёзд, сильнее зимней тьмы.
.
Так что и мне самой не жалко дара
или того, что даром назовут.
Отец Геннадий! Души очень ждут.
Среди зимы. Среди чужого жара.
.
Ведь вы живой, живой - и здесь, и там,
среди своих невиданных строений.
Побудьте с нами. Очень важно нам.
Лентяи вечно жаждут объяснений.
.
Мы стол накроем. Испечём пирог
из наших невозможных достижений.
А лично я чуть-чуть украшу слог,
для вящей славы будущих творений.




ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ ГЕРОЯ
.
Начать сначала можно не скупясь
на прошлые симпатии и вехи.
И вот, стихия времени, клубясь,
смягчила и последние помехи.
.
В мелькании прошедших дней видны
лишь следствия. И не видны причины.
Но сын растёт. Сын просто молодчина.
Ему судьбой дары принесены.
.
Он рисовал, когда курился чад
от масла постного на кухне.
Он рисовал, когда соседский взгляд
высматривал соседскую же рухлядь.
.
Он рисовал. Вверху висел большой ковёр
с портретом Ильича. Заняв журнальный столик,
он рисовал. Казалось бы — не боле!
Но в нём уже — строитель и гравёр.




.
Талант слегка похож на петушка,
с какой-то странной меткой на головке.
Вся жизнь его идёт исподтишка,
от внутренней обновки до обновки.
.
Нет, мрачности в нём нету интересной,
и внешне будто не заметен он.
Внедрившийся как старший, в мир сей тесный
не выброшен, а лишь перемещён.
.
Лишь отстранён от дел. Имея опыт
различных ценностей и величин,
родится в мир, лишённым нужных хлопот;
и вот один. Почти совсем один.




.
Ещё в бутылках белых молоко,
ещё одежки просто так не купишь,
и нищета в кармане прячет кукиш,
а вуз пройти, как поле, нелегко.
.
Но Бог хранил любимца. Свет его
замечен был. И вот, среди элиты
Геннадий, и душа его открыта
для жизни и для доброго всего.
.
Различность средств к войне вела порою;
и помню я, как делится народ
в компании по роду и по крою.
Где был Геннадий — всё наоборот.
.
Картина стоит свеч: в потёртых брюках,
слегка сутулый, искренно большой,
в компании, приближенной к наукам,
ведёт шутливый, но серьёзный бой.
.
Добро и зло. Когда бы мы узнали
хотя б одно, то умерли бы. Но
и жажде, и прекраснейшей печали
в нас долго жить и царствовать дано.




ВЫБОР СОСТОЯЛСЯ
.
На старых фото мамочки глядят
как кинодивы: интеллектуальны,
причёсаны изящно, в платьях бальных,
и светом фосфорическим горят.
.
Уместно песне трепетной звучать
от рыжеватых фотографий старых.
Прохладной туфлей в глине тротуара
отобразилась времени печать.
.
Но не втолкуешь олуху живому,
что он уж пережил свою печаль.
Ему своей тоски всё так же жаль,
и он дивится времени чужому.
.
Студент Геннадий понимал вполне
и векторы характеров, и вехи
упорной дружбы. Ливень льёт со стрехи,
а на картошке — точно на войне.
.
Узнал — и посторонним стать не смог.
Едва врывался в комнату, все двери,
замки разинув, поглазеть летели,
кто там пришёл — он витязь или бог?
.
Казался — неизведанного пленник,
в погоне за светилом дум своих.
И вот — совсем негаданно настиг,
и тихо так сказал, что стал священником.




РОМАНС О ДРУЗЬЯХ

.
Но прежде был и старый дом,
и всё, что совершалось в нём,
и свадьба ровно перед Пасхой
и крестный ход, почти как в сказке.
.
О свечи, свечи в темноте!
Друзья, вы те, и уж не те.
Но как бы вы не изменились,
нам вместе быть — Господня милость.
.
И в глубине земных страданий,
в которых ждётся смерть как суженая,
Среди печальных испытаний,
всем поровну досталась дружба.




АКАДЕМИЧЕСКИЕ БУДНИ

.
Кто опытом изведал те года,
тот помнит вкус их ласковый и терпкий.
А мир ещё вовсю кричал про мерки
и про величье скорбного труда.
.
Геннадий как художник оставался
в плену первоначальной красоты.
Он с ней служил и с ней не высыпался.
А быт стыдился выпятить черты.




ИНТЕРМЕДИЯ

.
Вопрос о творчестве останется открытым
до самого конца. Покуда человек
венец творения, ему и духи свиты
предложат свой неукротимый бег.
.
Проблемы тонкой грустная открытость
для тех, кто сам собою удручён,
уж не венец, но даже и не витязь,
а только сам себе ужасный сон.
.
Как мне, неоднократно умиравшей,
и не умершей на всю жизнь свою,
обобранной компанией вчерашней,
считать усталых гениев в раю?
.
Как мне, довольно коротко знакомой
с безумною повадкой мастерских,
писать эклогу для героев сонных,
сатирах, вдохновению чужих?
.
Не воин я. И не затем так резко
веду границу между тем и тем.
Шлифуя рамы, чёрная стамеска
врывается в чертог хрустальных тем.
.
И можно указать, с какой подачи,
до моего рожденья, начались
все эти споры, мненья, ложь и дачи.
Да что поделать? Так ведётся жизнь.
.
Иная сторона глядит суровей
и требует решения по совести.
Но если завтрак может быть и с соей,
то нету заменителя для повести.
.
Собратья смотрят вроде хмуровато;
вполне понятно: ведь они встречали
и творческих, внутри которых — вата.
Доказывать — не избежать печали.
.
Навряд ли я сумею объяснить
прибившегося к церкви люда нравы.
Но там, где вера, легче жажда жить.
Не мне судить своих; одна управа.
.
Вам доброго пути, стихи мои!
Смиренные свидетели спасения.
Вас дружески клевали воробьи,
терзали неприятельские мнения.
.
Мы с вами будем как одна семья;
ведь мне за вас и радостно, и больно.
Я знаю вас, вы знаете меня,
и этого на целый мир довольно.




ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ

.
Ещё коры древесной мякоть
в осеннем воздухе дымилась,
ещё хвоею пахла слякоть,
глотая лиственницы милость.

И стоны маленького леса
казались пением высоким,
и страхи не имели веса,
и счастья набирали соки.

Ещё разбуженная лаской,
дрожала в горсточке мгновенья
опушка, выбежав коляской
на перепутие забвенья.




ВОСКРЕСЕНИЕ СЛОВУЩЕЕ

.
Из витязя неведомых вершин
Геннадий, обучаясь и взрослея,
стал зодчим их, в какой-то миг один.
Но мир стал жёстче. Если проще - злее.


РОМАНС О СЧАСТЬЕ

.
Весной влекло древесные соцветия,
они казались сводами воздушными.
И люди приходили как созвездия,
родимые, святые, ненарушенные.

А лето, занимая у Крещения
прозрачности и свежести спасительной,
само влекло с собой перемещения
и встречи с новизною ослепительной.

И осень, возвратившись в парк пылающий,
росой плескала в зарево упорное.
И вечер был прохладой утешающей,
и утро было пажитью просторною.

Но вот — почти зима. И первый снег,
не знающий о силе притяженья,
блеснул на миг — и в тот же миг поблек.
Он — как Небесных Сил прикосновенье.




ВОСКРЕСЕНИЕ СЛОВУЩЕЕ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

.
Ещё зимой не перечесть забот.
Чай заварив в строительном вагоне,
отец Геннадий разговор ведёт
о том же: о строительстве, о доме.
.
Но только и строительство его,
и дом его теперь не утопичны.
Они видны с церковных берегов:
спасительны. Желанны. Непривычны.
.
По времени он долго не служил,
а уж молва в окрестностях Арбата
что день, то набиралась новых сил.

- В чём дело?
- К вам идём!
- Ко мне, ребята?
.
В те годы я бывала в тех краях
и стены эти красные видала.
Возвышенные линии портала
и образа на розовых боках.

Я здесь осталась.




ХРАМ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ

.
Но вернёмся дальше.
Как скоро настоятельство пришло,
пришли и силы. Стены к месту тащат,
а раньше их течение несло.
.
И храм другой, и люди, хоть отчасти.
И он другой стал, строгий, и большой.
А всё вокруг — и тяжести, и страсти,
разведанные опытной душой.
.
И всё постройки. Но теперь в вагоне
из банки кофе сыплется тайком.
А жизнь летит, и смерть — за ней в погоне,
как за уже назначенным пайком.
.


Талант, почти что вышедший из тени,
окрепший и решительный, несёт
среди людей своё названье — гений.
Не сразу подошёл его черёд.
.


Хозяйство собралось как ненароком,
среди почти неслыханных забот.
Приходят: расскажите, как жить с Богом?
Не думал ведь, но знает, что живёт.
.
Рассказов было много. Но желаю
не чудеса описывать сейчас,
а лишь финал. И на дороге к раю
уже определён и день, и час.




БЛАГОВЕЩЕНИЕ

.
Он будто знал. И будто не боялся.
Последний Пост Великий оживал
лазурной богородичною краской
и снег стелил на окна кружева.
.
Мир отодвинут лёгкою рукою
со всей своею сутолокой. Ночь
несла с собой и боли и покоя
объём такой, что уж не превозмочь.
.
Едва смягчились линии строений,
на тихое прошение в ответ,
и сон пришёл — почти без сновидений.
И больше сна во всей природе нет
.
Москва благочестивая кипела
и затихала, и в молчанье шла
и снова шла, и верить не хотела
тому, что увидала и ждала.
.
Мир чудился не сине-золотистым,
а чёрно-серым. Чудился рубеж,
где жизнь не будет лёгкой и искристой,
а полной боли, боли и невеж.
.
Но то было видение. Порою
оно застит глаза и самых ясных душ.
Осталось чувство мира и покоя
и синева в глазницах тёплых луж.
.
А линии изведанных кварталов
скопировали строившего нрав.
Скопировали улицы и залы,
себя в небесном городе узнав.
.
Москва как снег смягчилась. Стала доброй,
домашней, с парком, милый старый дом.
И пламенные высились сугробы
как купола, над золотистым льдом.





дневник
на середине мира
гостиная
кухня
станция

Hosted by uCoz