РЕЛИГИОЗНЫЕ МОТИВЫ В ПОЭЗИИ ЛИАНОЗОВЦЕВ

Наталия Черных

Вот близкие по духу и манере лианозовцам авторы: (Леонид Сидоров и Николай Шатров.

Во второй половине пятидесятых в неофициальной поэзии заявляет о себе Лианозовская группа. Это группа российских художников и поэтов, первоначально собиравшаяся, в барачном доме на станции Лианозово, где в 1950-е гг. жил Оскар Рабин. Название выбрано по станции Лианозово, район Свиблово. Ее духовным центром была семья Е. Л. Кропивницкого он сам, а также его жена, сын и дочь, тоже художники. О. А. Потапова, Лев Кропивницкий, В. Е. Кропивницкая. В группу, ставшую одним из самых значительных очагов русского неофициального искусства периода «оттепели», входили также художники В. Н. Немухин, Л. А. Мастеркова, Н. Е. Вечтомов, поэты В. Некрасов, Г. В. Сапгир, И. Холин, Ян Сатуновский. Их творчество, разное по стилю, соединяло лирическую откровенность «черного юмора», резкой социальной сатиры с элементами исторического авангарда, уже прошедшего школу ОБЭРИУ.

Лианозовцы ценили в поэзии новизну, поэзию формы. Но не только. Они ценили и глубину. В поэзии Игоря Холины, Всеволода Некрасова и Генриха Сапгира есть выраженные религиозные мотивы. «Христос Воскресе» — Некрасова. «Псалмы» Генриха Сапгира и «Свет» Игоря Холина — только некоторые из произведений. И вряд ли хотя бы одно из них можно назвать насмешкой, или игрой с сакральными для христианина словами. Лианозовцы очень бережно относились к слову, в этом они наследовали золотому веку пушкинской поэзии.

Зачастую творения лианозовцев скупы и требуют чтения глазами (особенно творения Всеволода Некрасова). Зато в видении связей между словами они очень похожи на ОБЭРИУтов: Хармса и особенно Александра Введенского. Лианозовцев можно назвать московскими ОБЭРИУтами. Сходство подчёркнуто тем, что Сапгир и Некрасов известны как детские поэты. Так же, как Хармс и Введенский. Легко вспоминается, будто со дна детства всплывает радуга, хармсовское: «Жили в квартире сорок четыре весёлых чижа». Не менее легко вспоминается и сапгировское: «Погода была прекрасная, принцесса была ужасная». Однако искры смыслов, блеск и форма были только частью того, что лианозовцы искали в поэзии.

Прежде всего, это стихи очень серьёзные и совсем не привычные для советского времени. Темы смерти и веры в Бога, отношение к проявлениям советского режима, как к проявлениям абсурдным — составили их особенную философию. Лианозовцы в поэзии достигли утончённой пластики, позволяющей располагать в произвольном порядке уже имеющиеся фрагменты — концепты. И всегда оказывалось, что нравственная компонента только усиливалась, а ложь осыпалась как шелуха. Поэтический мир Лианозовцев фантастичен. Не удивительно: то было время начала освоения человеком околоземного космоса. Этот мир противоречив: прошедшая война знакома всем Лианозовцам не понаслышке и не только с героической стороны. Но это мир взычкательного отношения к себе и к слову.

Творчество Лианозовцев стало известно на западе довольно рано, в семидесятые. В 1973 году стихи поэтов Лианозовской группы вошли в антологию Константина Кузьминского «Голубая лагуна» это было одно из первых изданий русской неофициальной поэзии вообще. Долгое время стихи писались и читались только своим. В то время за подобные творения могли дать десять лет лагерных работ.

Творчеством Генриха Сапгира, Игоря Холина и Всеволода Некрасова сейчас занимаются американские филологи и слависты. Их вклад в развитие современного поэтического языка и — шире — русского языка пока что не вполне доступен пониманию. Лианозовцы ищскали новое звучание, предвосхищая, предугадывая и приоткрывая перед читателем будущее языка. Культура слушания и культура чтения, характерная скорее для 19 столетия, не только не потерялись, но и развились. Сапгир переписывал всё понравившееся ему от руки в кожаную тетрадь, как сделал бы это поэт пушкинского времени. Не случайно у Сапгра так много поэтических обращений к веку Пушкина. Лианозовцы мало задумывались о том, выйдут ли их книги, и как их примет широкая публика. Радостью было прочитать только что написанную поэму своему приятелю, несмотря на коммунальный шум.

Лианозовская группа — не только сообщество поэтов и художников, но и опыт человеческих отношений в условиях всеобщей мнительности. Поэзия этих авторов — поэзия живая и экспериментальная.


ВСЕВОЛОД НЕКРАСОВ родился в 1934 году. Умер в 2009 г. Вместе с Яном Сатуновским вошёл в группу Лианозовцев. Один из первых в русской поэзии сумел показать, что поэзия для глаз не менее важна, чем для слуха. Один из первых авторов так называемой визуальной поэзии. В его стихах важно написание: столбцом или строчкой, важен разрыв внутри строки или связка между двумя соседними строчками.


ГЕНРИХ САПГИР родился в 1929 году, умер в 1999. В Лианозовскую группу вошёл в середине пятидесятых. Известен как детский поэт и как автор сценариев к классическим мультфильмам: «Принцесса и людоед». В 1965 году пишет книгу «Псалмы». «Псалмы» — переложение книги богослужебной на язык поэзии светской. Автор не «переписывает» Псалтирь, он её читает, находясь в имеющихся обстоятельствах. Порой это тайное чтение, совершаемое за закрытыми дверями комнаты в коммунальной квартире, прерывает в полном смысле слова вражеский шум.


ИГОРЬ ХОЛИН родился в 1920 году, умер в 1999. Один из поэтов, прошедших войну, как и Ян Сатуновский. Его поэзия — слушание фрагмента в целом и установление связи между разнородными фрагментами. Подобно авторам средневековья, Холин отказывается от авторского права. Его вполне устраивает повторение уже имеющегося, но с привнесением своего тепла, своей личной интонации, частицы своего разума в написанное. В ранних стихах много сатиры на советский режим, много чувственной бурной стихии. В последние годы поэзия стала более спокойной, обращённой целиком во внеземное. Холин — автор нескольких прозаических произведений. Среди них есть воспоминания о Святой Земле.


на середине мира
гостиная
кухня
вера-надежда-любовь
Санкт-Петербург
Москва
новое столетие

Hosted by uCoz