на середине мира алфавитный список город золотой СПб Москва новое столетие ЛИДИЯ ГРИГОРЬЕВА
Поэт, эссеист и фотохудожник. Член Союза писателей СССР (1984), Европейского Общества культуры (1995), Всемирной Академии искусства и культуры (1995), Международного ПЕН-клуба (1999). В 2015 и 2016 вышли две новые книги «Поэзия сновидений» и «Стихи для чтения в метро». Создатель синтетического жанра «фотопоэзия», в котором сочетаютcя поэзия, философия и видеометафора. Автор многих поэтических книг, двух романов в стихах и книги избранных стихотворений и поэм «Вечная тема» (2013), получившей диплом финалиста на всероссийском конкурсе «Книга года». Автор фотоальбома «Венецианские миражи» (2011) и книги эссе «Англия — страна Советов» (2008). Книга стихов «Небожитель» (2007) вошла в шорт-лист Бунинской премии. Лауреат специальной премии им. М.Волошина от Союза российских писателей (2010) за лучшую поэтическую книгу года («Сновидение в саду»), и премии им. А. Дельвига (2012) за поэтические публикации последних лет. Лауреат премии им. Тютчева «Мыслящий тростник» (2016). Недавно в издательстве GLAGOSLAV вышла книга Лидии Григорьевой «Осколки полярного льда» (selected poems, translation by John Farndon)
Родилась на Украине. Детство провела на Крайнем Севере. Школу закончила в Луганске, а университет в Казани. Много лет живет в Москве и Лондоне. Ведет активную творческую деятельность, участвуя в международных конгрессах, форумах и поэтических фестивалях с докладами о поэзии и новыми поэтическими произведениями. Ее стихи переведены на английский, японский, китайский, арабский, грузинский, чешский, словацкий и другие языки. ОСВОЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ
ОСВОЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ И я жила среди камней, как ящерка и шведка. Как мох, ползла из всех щелей, в валун вцепившись крепко. Свивала гнезда меж ветвей, в тропической лиане — для освоения земель в воздушном океане. ПУСТЫНЯ НЕГЕВ Так моря велики. Нам бы сушу сберечь! Птиц кормила с руки. Рыбы плыли навстречь. Выплывали киты, чтоб на нас поглядеть. На весах пустоты колыхалася твердь. И воздушный мираж раскалялся и дрог. И библейский пейзаж уходил из-под ног. Это все одолев, мы увязли в пути до пустыни Негев, или — Негев, прости. Знойный ветер сквозной — только прах да пески. Первый пращур земной там сушил плавники. Тут пророк изнемог. Там армады прошли! И лежала у ног пуповина земли. МУЧЕНИК И УЧЕНИК Гефсиманская ночь набирается сил, Чтобы длиться века и века. Если сон беспросветный тебя не скосил, Значит, будешь наверняка, За оливой корявой укрывшись, дрожать И от страха дремучего млеть. Если ты вознамерился раньше сбежать, Постарайся хотя б не шуметь. И пока поцелуй эту ночь не прожег, Ты невинен и не уличен. Но увидел: на коже остался ожог И взмахнул своим детским мечом. Но как только раздался предательский хруст Под ногами ночных палачей, Покрывало свое изорвавши о куст Ты в ночи растворился — ничей. И горячие слезы сочились из глаз, хоть не понял еще ничего. Ты не смог, не сумел, не погиб и не спас — ты оставил Его одного! Этот спазм покаяния будет зачтен Как бы ни был проступок велик. «Ты прощен. Ты прощен. Ты прощен. Ты прощен...» — Слышат мученик и ученик. ТОСКА ПО СНЕГУ Как много красоты в заброшенной аллее: и снежные цветы, и вьюжные лилеи, молочные стога, вся в белых перьях липа — глубокие снега, любимые — до всхлипа... И негу, как нугу тянуть. Как конь телегу сквозь мир тащить тугу: свою тоску по снегу. Мочалить бечеву страданий — до момента, когда влетишь в Москву из захолустья Кента. Во все концы видна (и Гоголю из Рима) страна, как купина, стоит — неопалима. В заиндевевший дом войдешь (следы погрома), любовию ведом (как Пушкин из Арзрума). Смирись и не базарь: живешь, не в гроб положен, хоть и один, как царь, (и как в Крыму — Волошин). Количество пропаж спиши на Божью милость. Вокруг иной пейзаж — все видоизменилось: от Спаса-на-крови и до владельцев новых на Спасско-Лутови-новых лугах медовых. ЛЕПЕСТКИ РОЗ Сотку себе жизнь из лепестков — увянут. Сошью себе платье из лепестков — сомнут. Съем лепесток — пересохнет во рту. Укроюсь лепестками — замерзну. Осыпьте могилу мою лепестками — встану. ЦВЕТОМАНИЯ розовый сиреневый палевый кирпичный бирюзовый бежевый огненный стальной желтый абрикосовый золотой коричневый родниковый пламенный нежно-голубой ярко-апельсиновый рдяный изумрудный алый фиолетовый темное бордо карий и лазоревый нежно-перламутровый персиковый чайный — вот и я про то искристый зеленый матовый лиловый пурпурный малиновый цвета буряка луковый салатный сливовый багровый сливочный пшеничный цвета молока лунный серебристый дымчатый карминный темно-антрацитовый цвета янтаря смоляной вишневый и аквамариновый а потом рубиновый как сама заря ВЕЧЕРНИЕ КОТЫ из голубой предвечной пустоты где брезжит света золотая завязь стекаются вечерние коты — в мои сады текут переливаясь в саду где каждый шорох безымян где тишину взрывают треск и шелест разносчики серебряных семян плывут по травам как лосось на нерест изогнуты пушистые хвосты текут ни зги собой не задевая неслышные вечерние коты в траве глубокой звезды посевая бесценные небесные дары они на землю волглую роняют в ночных садах где множатся миры где гром гремит и молнии сверкают *** вот дикий сад чужой души заброшенной безлюбый неухоженный безликий жасмином и сиренью запорошенный малинничий колючий ежевикий войдет ли кто неробкий и непрошенный в зеленый мрак во мглу забытых истин хрустит внизу как ледяное крошево густой настил из лепестков и листьев его тоска неявно ненамеренно от страха увеличится стократно и потому я вовсе не уверена: войдет ли кто - и выйдет ли обратно ЛОПУХИ Такую жизнь мы наберем петитом: и спать, и есть с завидным аппетитом, жить в лопухах, в столице, на Садовом, в зачуханном отчаяньи бедовом. И все-таки — она жила в столице, готовая окрыситься, озлиться, а лопухи — животного размера — под окнами клубились, как химера, огромные, как олухи, как снобы. И дикие ее трясли ознобы. Затеряна, забита ненароком, в затравленном отчаянье глубоком. Рукой подать — да некуда податься. А лопухи высокие плодятся, толпятся, опухают, как живые, в окно глядят: мол, вы еще живые? А это нужно выделить курсивом: в застиранном халате некрасивом, затравленная, заспанная, злая — она была до ужаса — живая! И вымахала вровень с лопухами. Уехала — с хорошими стихами. БОТАНИЧЕСКИЙ САД
Маркиз гуляет с другом в цветнике,
у каждого левкой в руке... М. Кузмин Дорожки ботанического сада. Лианами опутаны ступни. Мелькает тень преступного Де Сада, смотри, не оступись и не спугни. Тогда увидишь, как в зеленом мраке, в тени роскошных замшевых дерев, появятся магические знаки, и вспыхнут, и поблекнут, отгорев. О духи сада, дикого, лесного! Средь остролистых неземных щедрот мятежный брат почтенного Краснова, как пария, суровый, промелькнет. В глубинах субтропического сада, где мне примнился северный маркиз, где тьма, где, наподобье водопада, отвесный лес с небес свисает вниз, я там была! В тоске и в обреченной печали, наблюдая до поры прогулку двух сомнительных ученых, забредших в запредельные миры. О, мистики, садовники и маги! О, сад теней! И наводящий страх миндальный привкус сатанинской влаги на жаждущих, искусанных губах! Как звали, завлекали и манили — зеленый смерч, небесная трава и сладкий запах запредельной гнили... Я тоже там была!... ПИКАДИЛЛИ Как будто в городе чужом и невозможном, опять чирикаю чижом неосторожным. В теснине каменных громад толпы кочевье — так громоздится камнепад в глухом ущелье. Теснятся люди и дома изюмом в тесте. Я в этом месиве сама со всеми вместе и задыхаясь, и бежа, стремлюсь и движусь. И наподобие чижа храбрюсь и пыжусь. |