на середине мира
алфавит
станция



ВЛАДИМИР ПРЯХИН





ДВЕНАДЦАТЬ СТИХОТВОРЕНИЙ



СОКОЛИНЫЙ ГЛАЗ
Баиру Дугарову




соколиный глаз один охотится
в каменно-бетонном лесу:
еще тверда рука
еще фокусируется на мушке взгляд сквозь дополнительное стекло
выстрел — и вещь превращается в слово
более точное чем она сама
более вечное чем она сама
более глубокое чем она сама

никуда не плывет соколиный глаз
никуда не идет из леса
где дружит с ним тень последнего из могикан
таких теперь нет
не рождаются больше могикане
и не превращаются в них рожденные другими
по вечерам сидят они у костра
в котором жгут обломки былого

былого так много
все завалено им
но другие не замечают его:
видят траву
стены
деревья и камни
или то
что показывает планшет

никуда не плывет соколиный глаз
мир вращается вокруг него
чтобы удачнее попасть в его зрачок
одиссей уплыл и вернулся
магеллан уплыл и вернулся с другой стороны
ясон уплыл и вернулся чтобы все потерять и умереть в скорби
но никуда не плывет соколиный глаз
он подставляет ладонь и все капли мира спешат упасть в нее
он делает вдох и весь воздух планеты хочет войти в его легкие
он смотрит на людей и каждый внутри себя хочет
чтобы его заметил и принял в себя
соколиный глаз

2017





ЭХОЗВОН И ЭХОЛОВ

Эхозвон говорит:

чем пустота глубже тем изощрения больше в крышке над ней
чем страшнее или бессмысленнее лицо тем совершеннее маска:
ни щели ни зацепки чтобы ее приподнять
ни взгляда ни ответа
как хочется пустоте чтобы ты был тоже пуст!

как бессилие ищет бессильных
собирает в кружок
выдает флажок:
иди по миру! труби о пустом сложно!
создай свой критерий
придумай урок
который невозможно понять!
ищите то
что никому не нужно
и обретете то
что никто не поймет


Эхолов говорит:

слишком тесно в кругу заостренных ловить мнимого комара в дырявый сачок
нет места за их столом нет листка на котором наблюдатель напишет: «поймал!» слишком мало свободных рук для аплодисментов
никто не зовет с собой на охоту чужих
тонкое дело искать того кого нет и замечать того кто нашел
довольствуйтесь своей реальностью

за бортом волны слышат тебя
волны пространства
и деревья не делают вид что не замечают
когда ты протягиваешь руку к ним
просто молчат

2017





СПРАШИВАЮТ

спрашивают в основном мертвые —
о главном
живые — о ерунде:
как пройти?
почем это?
который час?

а мертвые:
был ли счастлив?
когда понял зачем жил?
почему вспоминаешь нас часто
а не делаешь то и то
для кого-то
кто был так дорог?
но чаще спрашивают о счастье

почему-то мертвым хочется
чтобы я был счастлив
но я не могу прожить их счастье
принять его в себя
то самое
которого у них не было или было мало
тем более что я не верю в счастье вообще
а если о мимолетном
то лучше спросить: испытывал ли кайф?
да
было
какое-то количество раз





ПОРТРЕТ НА ФОНЕ МИРАЖА

о подрежь края фото!
вплоть до себя!
меньше будет лишнего мира
мира который изжил сам себя
который выпил свою кровь
и продал ее ленивым кровососущим
за право сохранить свое имя
написать его на растерявшем соки
дрожащем октябрьском листе
— я — мир
великий мир
сдуваемый ныне ветром
с лиц окаменевших равнин!

все что впиталось в тебя
за твою жизнь
это и есть тот мир
больше его нигде нет

то что вокруг тебя на этом фото — мираж
пусть его создатель его сохранит





***
как в городе ста лиц на альтернативной стене защищает себя ударность на мнимом стоя не своей врага поливает речью создает из звонкого хлама ценность создает науку о тихом эхо и ее словами в пришельца дышит ты пойди туда пришелец откуда вышел ничего не знаешь ты о наших играх не живешь в искрящейся колыбели не плывешь в крутящейся карусели

отвечает пришелец да ты не видишь сколько трещин в стене под тобою воин ухватил за хвост не свое ты эхо и эпохи эхо тебе не слышно это бьет в кастрюлю в подвале чертик это скрип пружин под твоим сиденьем все себя повторяет в скользящем мире но и этого ты замечать не хочешь






ЗЕРКАЛА РАЗБИВАЮТ

я знаю
что настоящие зеркала разбивают
если не разбивают — это ненастоящее зеркало
или покрытое розовой пленкой
или смотрящийся в него сам в розовых очках
или смотрит мельком
или пропитан культурой
которая не дает ему видеть то
что реально есть

настоящее зеркало обязательно разобьют
найдется кто-то
без очков
вне культуры
или застрявший в ее темных глубинах
из тех
кто любит срывать афиши
объявления и пленки

он сорвет пленку
и увидит все таким
как оно есть
и разобьет
зеркало

просто так разобьет





ПАСПОРТ НЕРОЖДЕННОГО

я так и не родился
и родителям выдали сначала свидетельство о моем нерождении
а потом и паспорт нерожденного:
небольшую такую бумажку с печатью
сложенную пополам
там была указана дата моего нерождения
номер организации выдавшей документ
и маленькое фото
вечерами они раскрывали паспорт и смотрели на меня
думали обо мне
и я в этот момент смотрел вместе с ними на себя
которого нет

так как мои родители жили в трудное время в большой островной стране
то им приходилось каждый год подтверждать
что хотя я не родился
но было все правильно сделано
что положено в таких случаях
чтобы я появился на свет
это было нужно для того
чтобы не платить налог

в то время тщательно скрывалось положение с рождаемостью
поэтому я числился в реестре потенциально рожденных
был прописан
имел регистрацию
ИНН и СНИЛС

когда наступил голод
мои родители получали продовольственный паек и на меня
у них получалось три пайка на двоих
поэтому они не умерли
как многие из тех
чьи дети реально существовали

они еще были молодыми
мои родители
и не хотели умирать
отстояв в очереди
они предъявляли требуемые документы
открывали и мой паспорт
и вместе с человеком в окошке они смотрели на мое фото
и благодарили Бога за то
что я есть
а я в этот момент смотрел вместе с ними на себя
и благодарил Бога за то
что меня нет

потом
через некоторое время
оказалось
что и их тоже нет
и все мы —
и они
и я
существуем только в мыслях одного доброго Ангела
как мы попали в его мысли — я не знаю
но сделав все порученные ему на день дела
Ангел открывал мысленно мой паспорт
на той странице
где была фотография
и смотрел на меня
и улыбался
и я смотрел на него
и улыбался в ответ

наверное
в его мыслях было еще много нерожденных
с их свидетельствами и паспортами
и это было хорошо —
ведь лучше быть мыслью в голове Ангела
чем человеком в руках Беса






ЯСОН В КОРИНФЕ

два змея запряжены: блестит колесница Медеи —
от самого Бога Солнца досталась ей —
перепончатокрылые
рвутся к Гелиосу драконы
не зная
что белокаменные земные Афины их ждут

пар изо ртов
напряжены их кольчатые тела
вот отпустила поводья
в золоте поднебесном исчезает завистливая злодейка
эхо хохота
дымный след —
словно ревности хвост
струится за ней

на земле Коринфа лежит неподвижно Ясон
на той самой земле
что в себя впитала детей его кровь
что в себя приняла
отравленной ткани пламя
невесту его поглотившей

неподвижен Ясон
как скала —
земля рыдает под ним
сотрясается берег
плечи гор вздрагивают
текут потоки по горным щекам
вздулись вены равнин

кто посмеет к нему подойти, к Ясону
и оскорбить его скорбь?
ногтями камни теперь скребет
неустрашимый моряк
жгучими каплями луг орошает
и рассыпаются камни
и засыхает трава
не выдержав воплощенного горя
черные лунки в почве
на месте
над которым истекали несчастьем его глаза
мрамор и известняк горечь сердца его разъела
исчезают надписи с плит могильных
всякий
кто ближнего проводил
в последний путь
своего горя теперь стыдится:
так велико
так безутешно горе
великого моряка

о, проклятие над Коринфом!
нескончаемый вопль плакальщиц
близкими неузнаваем
обезображенный, обожженный Креон!

на перешейке
в Посейдоновом храме стоит "Арго"
и не поют паруса свою песнь под ветром
и не вторит им, о борт разбиваясь, волна
умирает "Арго"
целый год умирает
и приходит Ясон каждый день
умирать вместе с ним

— я и ты, мой наутилус — так говорит Ясон своему Арго —
ничего не осталось
так давай и сейчас будем вместе
я заделаю трещину в твоем днище
и мы поплывем с тобой через море памяти
снова в Колхиду
искать другое руно
не золотое
а сотканное из дорогих голосов

снятся им
человеку и кораблю
волны и ветер попутный
снится пройденный путь
тьма ночная и золотое руно
память живет их
но разрушаются доски и тело
вот наступает день —
и в храме обломки одни

умерли вместе
в один день
и в один час
в себе схоронил корабль
своего капитана
рухнул бортом на него
останки судна и человека
слуги выносят на свет

запах йода
рыбьи скелеты на мокром песке
солнечный ветреный день
спокойный шепот бессмертных
о смертных:
— что с них взять
от них
остаются мифы одни






ПЕРСИКОВ

это было в их молодости
Толик Фрукт еще изучал жизнь
а Румкин как раз впервые разочаровался в ней
и изучал смерть
смерть казалась ему более правдивой, устойчивой и реальной

они зашли в какое-то кафе с бутылкой
в кафе как это было принято в то время
на видном месте красовалась надпись
«Распитие спиртных напитков запрещено»

— и так всю жизнь! ? сказал Румкин

Толик вздохнул
и тут появился Персиков
он был румян и жизненная сила исходила волнами от него

он купил у наблюдавшей за происходящим из-за прилавка полногрудой девушки
полузасохший пирожок и не взял сдачи с рубля
и девушка дала им стакан
Толик Фрукт и Румкин выпивали поочередно из одного стакана
а Персиков с каждым из них из горла

потом они пошли по улице мимо парка в сторону кладбища
Персиков улыбался и от лица его исходил красноватый кагорный свет
незнакомые девушки узнавали Персикова
подбегали, обнимали его, целовали в щеки и в губы
прочие прохожие приветствовали Персикова и идущих с ним друзей
кто поднятыми зонтиками, кто авоськами с хлебом

когда они шли вдоль кладбища
мертвые выскакивали из могил и подбегали к Персикову
чтобы обнять его
некоторые из них были еще в хорошей одежде
а от некоторых оставался один скелет
у многих в руках были стаканы
и Персиков наливал им
а иным давал отхлебнуть из горла

потом они подошли к яме
Румкин заглянул внутрь нее
и ничего не увидел
совсем ничего
только комья осыпавшейся глины

так Румкин впервые разочаровался в смерти
и ему стало так по-житейски холодно

но Персиков обнял его
они повернулись и пошли назад
к своей молодости
и Толик Фрукт с ними

они смотрели на газоны и снег таял и вырастала трава
они смотрели на безлистные деревья и на них появлялись цветы и плоды
они смотрели в глаза старушек и те превращались в модных девушек
танцующих твист или шейк

по пути и появилось это стихотворение
не имеет значения
кто его записал






КАРАОКЕ В ПЛАВУЧЕМ БАРЕ

к столице ночи и твой путь
о нарисованный на экране демон со щупальцами из завербованных душ!
влачатся они за тобою
ибо ты все за собою тащишь
что окружает тебя

так за собою тянет скатерть
падающий от выпитого вина человек
и все блюда
и все бутылки и стаканы
тянутся вслед за ней
чтобы падением завершить свой путь

о салат
угодивший на пол
вместо назначенного рта!
о танцующий в баре народ
увлеченный в пропасть!
с песней идешь ты
в нарисованный сад
где только змеи реальны
где реален только каждый из ядовитых зубов
а все остальное — мираж

ты поешь и песня твоя
заглушает вздохи мертвых
что вышли из темных могил
на нас посмотреть
мы маршируем вдоль кладбища
к той его новой части
где место нам будет дано
вздохи мертвых — о нас
их пустые глазницы — для нас
их черепа с отверстием на затылке — для нас

птицы пустыни выпили их слезы
ветер пустыни унес их голоса
теперь только кости стучат
но не всякий
стук различает костей,
стук различает костей
в грохоте барабанов
в звоне электрических колоколов и литавр

ложь неприкрытой танцует
привычен ее стриптиз
тому кто в плавучем баре
к столице ночи плывет

верит страсти ее
и сам в себе
к ней распаляет страсть

24 декабря 2017






ИСПОЛНИТЕЛЬ

он смерть мою разделил на 9 частей
они последовательно придут —
так он рассчитал —
но ни с одной
смириться я не могу
и даже притворяться мне тошно
пусть раздавит голову мою каблуком
и после счищает с подошвы мои мозги
им доставит последнее удовлетворение то
как он будет воспринимать их
воспринимать как мерзость
как испражнения
на которые он наступил
я знаю
что Исполнитель брезглив

это есть его ахиллесова пята
а все прочее —
это его голубые глаза
глаза, излучающие особую наглость
наглость, которая никогда нигде не смущалась
ведь даже убийца может
стесняться своей жертвы
но не палач!

В Дьяволе спрятана личность
и в демоне спрятана личность
а в исполнителе их желаний
вызрела пустота
она человек без тела
она воля без мышц
она мысль без головы
это на ней держится капюшон
а подними — там нет даже глазниц
она как холод зимней равнины
где ты замерзаешь
она как сталь ножа
которым безумец режет тебя

ты обратишься к стали и кровью твоей она обагрится в ответ
ты к топору обратишься и хрустом твоих костей
себя усладит топор
ты к стволу обратишься
и пулей просверлит тебя ствол

обратишься тогда к веревке
чтобы обвила шею твою
но предательски лопнет веревка
и ее так служить приучили
и она верит в свою правоту

2018






ВНУТРЕННИЙ ВЕТЕР

1.
внутри каждой вещи свой ветер давай сядем в стороне от сквозняка будущее сдувает нас вымывает с поверхности еще не рожденных вещей эти вещи живут внутри нас а мы в них но все делается для того чтобы нас не было там нас убивает не время есть механизм он создан не нами и запущен не нами внутренний ветер сдувающий в прошлое нас в то чего в настоящем нет


2.
осмысление времени похоже на воссоздание бездны в сознании страдающего от качки в каюте судна — как ни рисуй глубину как не сопоставляй пространства ее равнодушный холод не воспроизвести не ощутить внутри себя сохраняющему свое тепло пока ледяное прикосновение физически не остановит упрямое отрицание холода которое растит в себе всякая жизнь может быть в момент смерти иллюзии покидают мозг а может он уже не может их оценить мы живем в оболочке иллюзий это как операционная система между железом и софтом это как шкура медведя и подкожный жир без этого ледяные иглы космоса пронзят нас клетке следует расти и делиться и не думать о смерти физики обычно не очень верят в Иисуса зато уверены что существует Творец


3. — я прожила много жизней — сказала вишневая косточка — когда вишня созрела ее сорвали и положили в варенье потом ягоду съели а меня выплюнули меня расклевала ворона у мусорного бака а то что осталось после съели черви моя жизнь оказалась разнообразной и длинной только деревом я не смогла стать но стоит ли переживать об этом лишь очень немногие из нас становятся деревом а большинство косточек живут еще проще чем я


4.
если я трава мне не стыдно гнуться лежать распластанной на земле
пройди по мне как ты прошел по сердцам подобных тебе в своем пути —
в отличие от них я поднимусь и стану снова расти


5.
из глубины растет голос встает как горное эхо как дерево в сердце пустыни подойди и пощупай ствол он коряв он выходец из мест где царствует жесткость кому достанется он? кто-то развесит фантики и конфетки на жестких ветвях кто-то срубит чтобы сделать из дерева лук и мало кто догадается что нужно его полить просто вылить под корни несколько ведер воды и оно само воспрянет листьями зашумит и расскажет о том что вам не видать

2018






ВЛАДИМИР ПРЯХИН
о себе





на середине мира: главная
озарения
вера-надежда-любовь
Санкт-Петербург
Москва