на середине мира алфавит станция дневник: главная ИЮЛЬ 2020 - ЯНВАРЬ 2021без числа
Предположим, что есть некая универсальная экология, культуры в том числе. И есть идея вторичной переработки, кавера. Идея нового порождает и идею творца, который для интегрального сознания неудобен. А все остальное секонд-хенд, прошедший дезинфекцию и ею пахнущий. Ну да, поколение новой экологии выберет дезинфекцию и секонд-хенд. Создавать уже не нужно - нужно перерабатывать. И так - до полного уничтожения материи. Захватывающая перспектива. И конечно эта в целом-то целесообразная идея (вторичного творчества) создаст и альтернативу: новое потребление нового. Вот тогда и начнется подлинная материализация, и уже поколение детей зуммеров поставит памятник Хайдеггеру и узаконит расизм, гомофобию, ксенофобию и сексизм. Ну и антисемитизм вместе с ними. Семиты-то никуда не денутся. А пока идут процессы предпосылки. Когда-то я наигралась астрологией и разочаровалась, потому что в ней не было красоты звезд. Теперь моя племянница играет с ней довольно всерьез, да и вся ее семья. То есть, идет создание дисциплины, с помощью которой можно нечто создать: свою судьбу, свою удачу, свое настроение. Создать нечто новое, воспитать новые навыки. И не из упаковки от бывшей депрессии. без числа
Культура, особенно в литературной ипостаси, частенько задается вопросом отличия таланта от гения. Мне видится решение очень простым и для контекста неудобным. Я для себя (пока только для себя) сформулировала так: у таланта развитое воображение, которое мешает. У гения нет воображения, у него дыра в голове. Пусть и метафорически. Воображение вообще странное и неоднозначное явление, оно по большей части творчеству мешает, а не способствует. Способствует нечто другое. без числа
В мире, где есть Летов, Линор Горалик была бы невозможна. Впрочем, и Навальный тоже. Но мы живем в мире без Летова. Так что все возражения и восторги по поводу Летова это плюс Горалик и Навальный. Почему Горалик? Фамилия смешная, как и Навальный. Вероятно, это один человек. без числа
Идея заживо погребенных стара как сама человеческая культура, она претерпела массу изменений и дополнений. Ее рассматривали с самых разных сторон. И как то, что заживо погребенные - это наказанные, и как то, что они жертвы катастрофы (в том числе и социальной). У меня нет намерения открыть в этой теме нечто настолько новое, чтобы это стало достоянием таблоидов. Но я продолжаю очень мне хорошо знакомую, постоянно развивающуюся и изменчивую тему жизни вне внимания социума, жизни самой по себе, жизни, погребенной в собственном существовании. И это не тетя Маша с первого этажа, которая хлопочет о семи собаках и десяти внуках на свою пенсию. Это сейчас герои дня. То, что выпадает из неумело взятого фокуса, сохраняет самобытность и способность к радости, которую лишь на короткое время может подчеркнуть свет юпитера. А комплиментарные отзывы о сетевых словесных опытах (и не только) я писать могу хорошо и быстро, толстые журнали мне в помощь, но больше не буду. без числа
Форма обзора от Евгения Никитина мне напоминает то, что делала я На Середине Мира лет десять назад: мягко, очень блогово, наскоро, самое горячее. В таких записях есть смысл, если ведутся в блоге, да хоть в Дзене. Но сам текст обзора должен быть организован, но вероятно, в планы Никитина это не входило. Он как-то написал, что поднял литературный телеграмм-канал на коленке в электричке. Флаг в руки, там ведь в основном Пуханов и Серенко, изредка Веденяпин, а их и без Никитина много. Но какая-то текучая субстанция образовалась, за что Никитину еще один флаг в руки. Но вопрос в том, что "выбор всегда темен". Выбору (тем более Жени Никитина)доверять нельзя. Полка Оборина и ко поступила умнее, там работает собрание экспертов. Вот это лицо, вот это черное наше зеркало. Хотя ЛиТерратура старше Полки, могли бы устроить нечто коллегиальное. Самое важное в этом сообщении: почитала отобранные Никитиным стихи. Беспомощно. И много. Так, что на этом фоне какой угодно Воденников или даже Рыжий повесится. Незачем тут искать. А других плоскостей как будто нет. Да и вкуса к поэзии нет. А что есть - один Бог весть. без числа
Прочитала не так давно обсуждаемые в среде условных моих коллег статьи: Игоря Караулова "Поэзия и политика" и ответ на нее Анны Голубковой "Пассеистский прорыв Игоря Караулова". И очень расстроилась. Теперь еще меньше желания хоть как-то участвовать в этих болезненных играх. Когда-то мой знакомый для обозначения крайней степени нежелания употреблял полфразы из Носова, говорил Знайка: разговаривать с тобой (Незнайкой) - себя не уважать. Но Незнайка был очень интересный персонаж. О статье Голубковой сказать не могу, что она интересная. Довольно грамотно порезанный салат, цель которого мне так и неясна: зачем это было? В общем, обычное наше относительно аналитическое оливье. И при таком столе меня конечно надо куда-то деть. С моей критической прозой. Сам посыл дискуссии - статья Игоря Караулова - внятный и аккуратно сделанный, с достаточным количеством вполне сочувственной и коллегиальной эмоции.Это возможно самая адекватная на сейчас критика процесса. Новые (типа новые) имена, типа Масалова, никак не заинтриговали. Впрочем, в 95 и о моих стихах говорили, что слабые, и о стихах Тхоржевской, что "одарена талантом исповеди". Но какая разница между тем надменным и неопытным бредом (хоть понты были) и нынешним бредом, через губу и нехотя. Впрочем, я вполне могу деловито и спокойной выйти в окно, если надоест. Как пол мою, так и в окно выйду. Но что уж Бог даст. И мои самые любимые самоубийства не одобрили бы. без числа
Первая запись в новом году. Переживания, связанные с уничтожением собственного проекта не самые приятные. Они есть, но совсем уничтожать я Середину Мира не стану. Тем не менее нужно признать, что нет средств и сил для поддержания сайта. Мне регулярно понижают индекс посещаемости, и это входит в картинку общей деградации. На данный момент я не могу воспользоваться ни помощью коллег, ни средствами для раскрутки, да и не очень хочется. Надо сказать, обратная связь есть: если нет возможностей, и желание меньше, - а когда нет желания, то и возможности искать незачем. Если не надоест, буду делать записи в дневнике. Шестнадцать лет я ходила вокруг одной точки,получала разнообразные спасибо, сдерживала неуклонно наступающий фронт невнимания и всякую небрежность. Сайт есть, публикации есть. Бери шинель, пошли домой. без числа
Из стихов моих условно говоря коллег нужно читать сейчас любо все, либо ничего. Либо не выходить из этого условно-терапевтического поля, либо в него не входить вовсе. И это не жесткий антагонизм, это смягченный вариант его. Потому что все обстоятельства уже не предполагают жесткого выбора. Можно баловаться стихами, не считая их чем-то первостепенным, но книга и рецензия все равно будет. Главное ведь работа и хайп. Вот так и живем. У меня несколько иначе, но со мной и счет другой. без числа
Последние события в Штатах, а именно - нарушение механизма передачи власти, если верить сми, - вызвали довольно сильное поэтическое у меня оживление. Очень стало интересно, какое же будет продолжение. Мне видится, что будет уничтожающая себе революция. Мне нравилось некогда писать такие тексты: опрокидывающие себя каждой новой строчкой, растекающиеся, но стремящиеся как бы в воронку. Теперь тяга к другим, но не могу отдать предпочтение. Но вот события в Штатах меня вдохновили. И потом, я люблю Америку. без числа
литературное Терминологического аппарата, адекватного нынешней словесности, не предвидится, я так считаю - некому его создавать, а основы, на которых можно было бы базироваться, извращены до безобразия. Сужу по себе, как доктор с прививкой в руках. "Литературоведы" еще большие извращенцы. Из личного опыта могу позволить себе оперировать термином, который у меня, в результате чтения и письма о современной поэзии, прошел хорошую проверку. Симулятивность. Стихотворения-симулякры. Обижаться тут не на что. В цифровую эпоху - эпоху копирования - симулякр имеет высокую ценность: это опорная точка, это файл, если хотите. Светлой памяти прекрасный НЛО началу нулевых (отчасти и конца девяностых) дал читателям и авторам несколько довольно остроумных статей (которых кроме ограниченного контингента никто сейчас и знать не хочет). Это и было описание стихотворения-симулякра и его канонизация в литературе. И конечно попытка (как сейчас видно: довольно беспомощная) анализа происходящего тогда (и уже идущего на убыль) процесса. Симулякр сформировался, и сейчас очень хорошо себя чувствует. И он необходим как информация о том, с чего он скопирован. Для обращения к первоисточнику. По сути, авторы сейчас находятся в сказке Андерсена о Тени. И это очень интересно. без числа
литературное Я понимаю, что большинство моих коллег занимается симулятивным творчеством, да и я тоже (отчасти, и моей исключенности из общего поля моя неизвестность). Ничего криминального в симулятивном творчестве не вижу,это логическое продолжение авангарда на новом материале. Но это тяжело осознавать. Мне проще и легче, потому что на меня мало кто лайкает и мне можно плевать и смотреть потолок после всех изданных книг и публикаций. Но остальным-то обидно такое мнение, остальные-то не находят в себе силы признать свою симулятивность. Да, большинство моих коллег не поэты, а симулякры, и я рецензирую творчество симулякров, это очень забавное дело. Так что лучше не мутить себе на дозу поэзии, а постить собак и котиков, а потом получить премию. Или войти в жюри и написать, что, мол в этом году сильный лонг или шорт. Самообман проще. Самоотвод очень больно рикошетит. без числа
литературное Мне видится очень важным осознать, что у литературы и всех сопряженных с ней рефлексивных дисциплин будущего нет. Это снимет неловкость (от беспомощности) восприятия текстов современных авторов и даст новые инструменты восприятия. А кроме того уберет злобу (сука, нашего русского Пушкина не любит). Надеюсь, то бездумное отношение к контексту, которое сейчас наблюдаю, всего лишь поветрие, и оно скоро пройдет. При желании можно найти массу тому подтверждений. Но все же перемены налицо. И никаких 451 по Фаренгейту тут нет. Все менее драматично, но более сложно, в плутонах. Конечно, нового Лотмана с новым структурализмом и методом худанализа нам никто сверху не спустит, а в Лотманы никто сейчас по доброй воле не пойдет, потому что надо заниматься собой. Я как автор (довольно активный) считаю,что живу и действую в любопытное безвременье, которое забавно как мультфильм, но душит. Почти каждый второй коллега страдает от непризнанности, считает,что он нечто в поэзии свершил (как правило это не так, и инструментов, могущих установить факт свершения, как раньше, уже нет, я о критике, прессе и читателе). Но в самом моменте страдания есть новая правда осознания своей никчемности и бездарности перед лицом настоящих литераторов. И потому наиболее тонкие и честные открыто говорят, что уходят в ощущения и не хотят ни анализа, ни чего-то большего, чем недолгое впечатление от текстов. Ну, или потом их вспоминать к месту или под настроение. Нетленка превратилась в открытку. Текст-открытка, стихотворение-открытка. Не открытие, а открытка. Такая расстановка вещей вовсе не значит, что поэтов нет, но им в разы тяжелее и в разы более необходима матбаза. На чужой квартире на халяву полжизнни, как в семидесятых, не просидишь. И снова: каждый занимается собой. Каждый сам себе читатель. Посмотрите на мой член, посмотрите на мой клитор. И - самое основное в этой ситуации - страх перед накопленным до него. Вот просто ужас. Много раз наблюдала его. без числа
литературное Мне нравятся попытки мрачноватой рефлексии на наше литературное болотце с премиями, но их немного. И тем они ценнее, тем формулировки ярче. Да, подобные мне завры уже закатаны в бетон (я на что-то другое надеялась в девяностых? нет!). Да, я довольно ощутимо для бетона стучу снизу и мне плевать вверх через щель на процесс, да и на свои произведения, на самом-то деле. У меня как у присяжного читателя произведений моих коллег нет видения перспективы на ближайшие хотя бы пять лет. Я не удивлюсь, если нынешние звездульки соскочат со стихов (как с наркотика) через год или два, прикрываясь Рыжим или Есениным. Пусть, это их время, их дело - заместительная терапия вместо стихов, и подобие сна вместо сна. Да, я в общем то, что делают коллеги, так и воспринимаю. И даже знаю, что, например, когда мои стихи показали Рейну, он начал сравнивать их со стихами Горбаневской, потому что у него не хватило опыта новых стихов. И потому я продолжаю читать младших коллег и наблюдать, что они делают в рамках этой заместительной терапии. Нет ничего оскорбительного в этой заместительной терапии. Она необходима для сохранения хотя бы элементарных этики и эстетики. Думаю, коллеги мои уже лет двадцать живут почти без них, и им хорошо. Но сам факт употребления заместительной терапии выдает их с головой. Они хотят жить, они хотят стихов, а не словесного преднизолона. И во мне есть мутации, они значительные, и мне нужна такая терапия, но я пока что предпочитаю классическую анестезию, не загадывая вперед. Полагаю, что через десять лет синтезирую искусственную питьевую воду. Я буду ей пользоваться, если буду жива. Но про воду из озера Иртяш я уже не забуду. без числа
литературное Месяц сентябрь для поэтов Ленинградской неофициальной культуры особенный. Именно в сентябре из судьбы таинственно пересекаются. Начинается то, что бы шепотом назвала "Новая болдинская осень". Сентябрь перетекает в октябрь, распространяется за границы Санкт-Петербурга и достигает Царского Села. без числа
литературное О кризисе понятия эксперт после изоляции. Возможно, будет развернутый текст с цитатами (нелитературными). Натолкнуло на размышление чтение самых разнообразных статей, гламурных, городских, пейзанских, интеллигентских, интеллектуалистских и - КОММЕНТАРИЕВ К НИМ. Это далеко не надписи на стенах общественного туалета, это МНЕНИЯ людей, у которых есть ЛИЧНЫЙ ОПЫТ и они им делятся. Так что КАЖДЫЙ эксперт. Миллионы экспертов. Миллионы курьеров. Доставка мнений. Хотя среди массы порой (!) попадаются действительно ценные тексты, но они скорее описательные, чем оценочные и стремятся к эссеистике, а порой и просто расслабленные эссе. Мне думается причина краха эксперта - тенденциозность, рожденная той самой политизированностью, которую недавно так любили и которая теперь превратилась в гнойный театр. В поэтическом сообществе та же ситуация. И я уже не знаю, что лучше именно сейчас: скучная крупная статья с видом на анализ или темпераментное интересное высказывание без головы. Я люблю объективность. Я знаю, что она есть, но добиться ее трудно. Потому, что трудно, человеческая мысль и уходит в капсулу субъективности. Единственное, что ценно в данной ситуации - нас всех ткнули носом и сказали: объективность есть/ Cубъективность уже давно (какой ужас, мы все это знали) дискредитирована. без числа
Начала верстку нового номера На Середине Мира - Внеочередное лето. Это будет мини-номер. Конечно, никакой бумаги, ридеро и литреса, потому что - уже - не умею. Но вероятность научиться есть. На Середине Мира это сетевой журнал. Состав номера из премьер званых гостей. На этот раз много сюрпризов. без числа
Клевер: белый, редкий лепестками, пронзительно-нежный; двухцветный (а лучше бы: двуцветный), крупный, с плотными трубчатыми лепестками; розовый, ароматный, телесно-розовый. Дожди. Тополиный пух. Кишащее опустошение. В городе Париже, в начале июля. Минус Ревякин, плюс Джеймс Дуглас Моррисон. Что для меня этот американский парень с длинным телом и тощими кривыми ногами? На одной из съемок он поднимается с книгой по эскалатору супермаркета, голова слегка вперед, из-за кудрей лицо не видно. Что такое: интеллектуал, айкью 145 и прочее. Ничего айкью не значит. На другой съемке он читает в камеру, вместе с Дорзами, стихи. О Техасском радио, бигбите, блондинке и брюнетке. Аккуратно и внимательно, с осторожностью абсолютной свободы. Без всего этого я не преодолела бы ни болей, ни тяжести ежедневных действий. Мое лето состоялось. Нет, я не фанат, я не хоче побывать на его могиле. Я даже стихов его по-английски давно не читала. Строчки всплывают сами, как подсказка. на середине мира: главная озарения вера-надежда-любовь Санкт-Петербург Москва |