на середине мира алфавит станция
Торжество Православия
Последний герой: стихи Вино одиночества: новые стихи эссе Петра Брандта о Саше Попове. Максим ЯкубсонШАГИ ИСХОДА(о поэзии Петра Брандта)Поэзия Петра Брандта имеет корень не в нынешнем времени. Ее истоки — ритмы преображенного Рима, голос Империи, завоевавшей среди прочих и ту землю,
которую Сын Божий избрал для Своего воплощения. Частью Империи были те, кто кричал: «Нет у нас царя кроме кесаря», и те,
чьи князья спустя тысячу с лишним лет ездили за ярлыком на княженье в орду. И пирамиды фараонов, и виноград Иверии, и быки Испании, и базары Италии,
и даже пляжи Сан-Франциско — везде у Брандта, где-то громовым боем, а где-то гулким эхом, бьет этот неугомонный ритм.
Для Брандта поэзия — это не следствие физической необходимости, и не средство социального бытия.
В его случае поэзия — личный выбор и служение. Она возникла в то время, когда назначение поэтического слова,
приобретшего в России веком раньше пророческое измерение, оказалось искажено десятилетиями всеобщего отступления от Бога.
Остались лишь совсем редкие и отстраненные от слушателя голоса, хранившие Божий огонь. Но их поколение уходило.
Наследница Империи была растоптана, а на руинах выросло государство обманутого и обезумевшего народа.
Самым близким Брандту поэтом, старшим современником, безусловно является Роальд Мандельштам. И будет ночь черней вороны. Луна издаст тоскливый стон Как медный щит центуриона, когда в него ударит слон. (Роальд Мандельштам) . Поэзия Роальда Мандельштама замкнута. Поэзия Брандта открыта. Пространство Р.М. — это высокая живопись, закатные и рассветные образы и призраки небес. У Р.М. нет героев, но всё либо пребывает в непрерывном сраженьи, либо служит ему фоном. Благодаря нежеланию сложить оружие в этой войне мир Р.М. — внутренний, и одновременно правдивый, истинный мир. Р.М.не может не видеть того, что — Небо живот-барабан вспучило медно гудя, в красные проруби ран лунная пала бадья…. Поэту остаётся …Идти к Никольской колокольне И молча бить в колокола/ …За что? За всё? Зачем? Не знаю. Но только бить и бить и бить. Тот импульс, который привел в движение поэтическую механику Брандта где-то здесь. Это дыхание смерти за спиной, внутренняя невозможность лгать, отчасти слепая, отчасти безумная стихийная внутренняя сила, острое чувство греха при незнании самого этого слова, и понимание необходимости исхода, без Аарона и Моисея, по советским улицам, тёмным глухим дворам, и злачным кафе. Первая поэма — «Монголы». Здесь впервые возникают ритм невидимого войска, и знамена Империи. И с первых же стихов появляется множественность — за копытами одного коня слышен стук копыт другого. Помолись за меня, помолись за меня, Помолись Помолись Помолись. Рваные ритмы «Монголов» заставляют вспомнить лесенку Маяковского, но вектор здесь иной. Не усиление разрывов, а движение к строю, без которого невозможен исход. Исход предполагает движение по границе, где неверный шаг страшен падением, а задержка — смертью. …Холодный взгляд татарской девы Да будет долгие века Преследовать твои пределы И мстить за гибель старика И горе тем, кому приснится Во сне, летящая вослед Языческая колесница, Далёкий призрак давних бед. Текст «Монголов» парадоксален. Место действия — туманный, дождливый, снежный, весенний Петербург, конкретные места в окрестностях Коломны, где обитает поэт. Невымышленный сюжет поэмы — бедствия и сражения, вызванные монгольским нашествием. Та, к кому обращено чувство поэта — сродница татарвы. Обретённый огонь потребовал заботы и изменения жизни. Праздность, мнимая свобода и «богемная» среда не служили поэзии. Для Брандта отказ от научной карьеры был первым шагом, обозначившим приоритет Духа над материей. Вторым стало сознательное христианство. Третьим — тяжёлый физический труд кровельщика. Вслед за этой определённостью вернулся и верный слух, и едва не утраченное служение поэта. Наградой стали изучение языков и путешествия. Чтоб в хитром сплетении птичьих путей Над Дели, Хивой и Бейрутом Пройти лабиринты незримых сетей Единственно верным маршрутом… («Журавли») Наступило время трансформации — поэзия и Церковь в 90-е годы XX века перестали быть гонимы властью. Но поражение словесного бытия человека ныне столь велико, что для порабощения злой силе оружия уже не требуется. Кто взлелеял тебя, тот и губит. Кто он был, лицедей, или вор? Возлюбившие больше не любят, Но теперь не о них разговор…. Возникает новая тема. «Барабаны судьбы» бьют теперь совсем рядом: Вино одиночества — в рваных исподних Больных стариков и покинутых вдов — Один из сладчайших напитков Господних Из самых глубоких Его погребов. Отец Петра Брандта Лев Брандт писал книги о животных. В этих книгах зверям присуща божья чистота, утраченная людьми. Странным образом в поэзии Петра Брандта начала XXI века возникают образы животных, которые ведут или влекут за собой людей. Но это уже не потерявший своего ездока-воина конь «Монголов». В «Караване мёртвых» нам является чудовищный призрак: Как груда костей на засаленных блюдах, Качаются трупы на сонных верблюдах, Так, точно сидит стрекоза на игле, Засохшие пчёлы на мёртвом стебле.… А во главе «Бронзового табуна» — следа Империи на улицах городов Европы, увлекая за собой, мчится кто-то, не Кони ли Апокалипсиса, с такой силой, что всё — Могучий римский триумфатор, Венецианский кондотьер, Или российский император, Властолюбивый реформатор, Во гневе топчущий химер, Царь — академик и строитель, Или пустыни древний житель — Сын жарких пастбищ и равнин, Вольнолюбивый бедуин, Магометанин худощавый, Иль смуглолицый и курчавый, Век воровавший лошадей, Цыган — весёлый лиходей… устремлены вслед. К сказанному необходимо добавить наблюдение, что огонь поэзии Петра Брандта рождает в слушателе и читателе радость. Причина, очевидно, в том, что слово поэта всегда свидетельствует о Творце, и в грозном предостережении человеку, и в благословении жизни. ПЁТР БРАНДТ
на Середине мира. Последний герой: стихи Вино одиночества: новые стихи эссе Петра Брандта о Саше Попове. НАВИГАЦИЯ
алфавитный список Санкт-Петербург. город золотой на середине мира |