на середине мира алфавит станция РОМАН ШЕБАЛИН
ПОБЕДИТЕЛЬ ДЕКАБРЯ
ты выходишь, ты ещё не знаешь, как и почему, но это декабрь: надо, надо, надо. ты примерно прикидываешь — там идти нельзя, там совсем нельзя, там перекопано, там и вовсе грязь на метр вниз, а тут — хоть бы что-нибудь чёрная кошка пересекла — надо же как-то отказаться, отмахнуться от следующего шага, где — наверняка — холоднее, чем здесь сейчас; ты мысленно представляешь себя упавшего, сплюснутого вечерней мглой, распластавшегося — потому что опять чугунные заморозки: вечер, декабрь, 22:41 но ты знаешь почему, ты знаешь куда — вот дорога, вот — кусты, за ними брошены награбленные нерадивыми дворниками давешние мешки с листьями; и надо уже идти, а ты стоишь и ругаешься на дворников, на их мешки — потому что не видны за ними неподалёкие огни открытого ещё магазина; 22:53 нет, ты знаешь не только куда нельзя, ты знаешь, куда и можно, и нужно; но как себе позволить хотя бы размяться в двух подтаявших под тобой мокрых выемках? и проломить бы этот наст дальше, третьим шагом, до тротуара, до бордюра, а потом — ждать, чтобы среди волочащихся поодаль машин высмотреть окошко к огням на той стороне улицы, перекрёстка, другого квартала... да, ты знаешь — не надо ждать, не надо смотреть по сторонам, ничего не скажут тебе эти стороны, только испугают, только столкнут в грязь и метровую пропасть, потому что — всё ещё вокруг декабрь и ничего декабря кроме. просто ветрено, темно и грязно. и всё тут, декабрь; 22:59 значит, ты уже не прикидываешь, значит, ты уже выдыхаешь, значит, ты уже переминаешься с ноги на ногу, теперь можно, ты победитель, ты выиграл, ты рассчитал, ты спасён, ты уснёшь и завтра выйдешь на работу, ты победитель декабря. теперь ты знаешь — именно так и было надо, именно и только так, в этой мгле, в этих заморозках; да и денег на водку совсем не было. ПЕСНИ И ПЬЯНКИ* * * Москва город для жизни Москва город для смерти гордые но капризные друг другу не верьте повышенная тревожность стабильное выгорание крылья сложить не сложно не стоит внимания в юности или старости к моргу одна дорога всем прочим досталась тревога * * * если где-то это ты то когда-то это я вот откуда видишь ты что сегодня слышу я? вот откуда и куда и посуда и еда птичка рыбка червячок тенью лягут на бочок всё что тайно и случайно приходило в гости к нам отчего необычайным нам не кажется теперь? вот сидим а мимо мчатся те кому мы станем сниться время выело глаза кто запомнит наши лица? БЕССОННИЦА Бог имеет форму шара Сердце — форму лжи Ты в ночи очнёшься старым Тихим и чужим И от скуки отпуская — Мол пойди проверь — Где комар в ночи летает Как закрыта дверь Лишь на несколько мгновений Просто посмотреть Не молчат ли в окнах тени Не пришла ли смерть Оглядись проверь а если Кто-то где-то был Может он с тобою вместе Тихо проходил Но упал — и не подняться С сердцем вдруг беда Может надо разобраться Раз и навсегда Значит только этой ночью Знаешь только ты Бог имеет форму точки Посреди черты И стоят прижавшись — словно Скоро сгонят прочь — Три любовника безмолвных Лоб, стекло и ночь СТРИПТИЗ Она дробится теперь отражениями Она на цыпочках — вокруг прокажённые Внутри — самосожжение Она почти перестала Быть кем-то Почти перестала Делать лопатками, локтями, суставами Она почти перестала Скользить кожей между Голубым небом И тёплым алым Она расслаивается на движения Её увидели глазами Её заляпали Как мясо туши на дюжины размечают фрагментов Она ещё мягкая но каменеет Когда-то тело но тем не менее — нужное тело Тушу хватают фрагментами Хавают Но туши уже не хватает То есть, блюют Сгустками, сколами, впуклостями, выпуклостями Чтобы — заново собранную Подать себе снова Костерки пробежали по коже От мест узнаваемых до неназываемых Куда не заходит Твой хозяин Куда не знает твой лучший хозяин А некуда больше хозяину деться И незачем больше пытаться хозяину Прибежал осмотреться — а вместо женщины Средство Новое Всего лишь — чуть дороже чем старое * * * Прибыл клон на похороны клона. Зимний город. Снег недавно выпал. Мокрые скамейки, пешеходы, Пробки. И пешком до морга проще. Но не легче. Легче на скамейку Сесть и видеть: город, пешеходы, Вечер, снег и птиц следы на снеге, И людей следы поверх прошедших птичьих. И, сперва замерив, сняв и взвесив, Из одной лаборатории в другую Пронесут большой закрытый короб. А потом, согласно директиве, Сразу в морг, а после — в крематорий, Где под наблюденьем лаборантов На окраине, без слёз и без оркестров, Всё, что было в коробе, сожжётся… Знаешь, я в Москве ни разу не был — Нас возили в Мельбурн и на Яву, Где на конференции вводили Данные о холоде и снеге. Сколково, Москва, Россия, вечер. Видишь, вот и я к тебе приехал. Я самостоятельная личность Я самостоятельная личность * * * маска ужаса лишь маска оттого и потому я рассказываю сказки к сожалению всему вдоль заборов и заводов прохожу за шагом шаг и обрывки разговоров сообщаю просто так я столбу напротив дома говорю: напротив дом прихожу потом к знакомым говорю: я вам знаком говорю о том об этом чтобы этому тому доставалось больше света в путешествии во тьму потому и корчу рожи оттого и веселюсь что веселье это сложно значит просто это грусть значит надо быть иначе значит буквы и слова что-то значат и не значат безгранично и едва в будущем и во вчерашнем в темноте, при свете дня мне сегодня просто страшно Боже выслушай меня * * * не бывает пронзительным суетное низкорослое и курносое и походу выходит — я в сумме-то не дорос до серьёзных вопросов но такая тоска от этого безнадёжная, топкая, тленная что я как бы от образа смертного возвышаюсь путём умаления как бы умер уже и бонусом бесполезное продолжается тень без тела и эхо без голоса смерть от скуки и жизнь из жалости * * * В тот новый день, когда заря Была уже в пути, Не я сказал — ты это зря, Ты это прекрати. Но тени двинулись и свет. Мой дом, страна, Земля, Окно, кровать, ковёр, паркет — Проснулись. Но не я. Не я открыл свои глаза, Не я зевнул и сел И вслух не я «привет» сказал — Так просто, между дел. А после — в ванну, в туалет, На кухню, в коридор, Где «Уходя, гасите свет» Висит и до сих пор. Не я ходил, не я гасил, Не я вращал ключом. Не я в подъезде закурил И дверь толкнул плечом. Не я по улице пешком Куда глаза глядят Пошёл — найти тот старый дом, Где жил лет сто назад. И вот совсем не я пришёл В тот дом, где прежде жил, Не мне тотчас накрыли стол, Не я там ел и пил. И поднял тот печальный тост, Не чокаясь, не я. Не я был весел, свеж и прост, Как все мои друзья. Не я стаканы осушал И с видом знатока Не я о Брейгеле вещал, Осоловев слегка. Не я читал стихи всю ночь, Не я пускался в пляс, Не я ушёл однажды прочь Туда, где я сейчас. Не я вошёл, не я присел На смятую кровать И в то окно не я смотрел И всё не мог понять, Кого оставила заря Навеки одного. Не я не умер. Умер я. Бывает. Ничего. * * * Почему я не здесь? мне гремели в ночи, Пробиваясь сквозь морок московских туманов, Заводские дымы, и гудки, и лучи, Все зарницы на свете, все звёзды и страны! Почему я не здесь? Запах ветра тугой Брал меня и швырял, точно красного зверя, В озверевший от времени мрак ледяной, Мной ломая заставы, засовы и двери. Почему я… скажи, это правда простор Открывает нам всё без утайки и честно? Это город, который мне сердце растёр В пыль и прах для очистки конкретного места — Для того чтобы сквозь, для того чтобы из, Чтобы через меня проходили и били Все гудки и лучи тесным скопищем призм, Раздирая, круша то, что прежде — любили… Вот чем был я и не был; вот вступает заря В этот мир, в это время — степенно и точно. Почему я не здесь? Город бодр, а я Засыпаю, поставив последнюю точку. * * * пей вино и всё пройдёт только много пей пей, пока араба ждёт выживший еврей пей, покуда самолёт лезет в небоскрёб пей, когда никто не пьёт пей, забыться чтоб пей, пока тайфун, Ковид Путин, Трамп, дефолт пей, пока ООН громит сомалийский флот пей, закрыв свои глаза много разных вин пей, — вот так тебе сказал мудрый Шебалин РОМАН ШЕБАЛИН
На Середине Мира Листы и другие стихотворения на середине мира: главная озарения вера-надежда-любовь Санкт-Петербург Москва |