на середине мира СПб новое столетие город золотой Настоящая публикация — hommage одному из самых красивых поэтов Петербурга.
Поэты, прозаики и читатели согласились выбрать по нескольку стихотворений Василия Филиппова и рассказать о них.
* стихи 1965 года море Я к берегу моря иду И песню про море пою Про море, лазурное море Лежащее около скал Про хмурое гулкое море Про шторм и девятый вал Я долго у моря стоял на ветру Я пел и смеялся. И с морем прощался. * * * Проснулся не рано. На улице клочья тумана. Пью крепкий чай — нарцисс наклонился, Льет лепестки в мою глотку, Цветок-горожанин. Я проснулся для чтения Григория Богослова, для посещения церкви, Где нищие иконы горят. Взгляд Струится рекой по алым складкам одежды Богоматери, Стучится в зрачки-дверцу. Икона отводит взгляд. На ее языке, на греческом, в церкви не говорят. Ребенок свесил ступню, давит ею ладонь-виноград. Богоматерь — девушка с улицы. Щеки ее горят от мороза. Прихожанин ставит свечку-розу. Бледные тени молящихся птиц Отражаются в стекле иконы. Майя жизни. Алый румянец разлился по плащу Богоматери, Закат земного солнца. В губах Девы — лепет, В губах Христа — молчание, Язычка о зубки трепет. Оба молчат, подставляя плащ поцелуям. Красной кровью к Богоматери ревнуем. В поцелуе сливается кровь и кровь, Кровь уставшая прихожан С кровью Богоматери, восшедшей на Престол. Ствол Тела колеблется под огнями лампадки. Будущее в колыбели сладко. Шуршат шаги, подходя, целуют плащ. Читает акафист дьякон — палач Своего голоса в гулких переходах церкви: «Богородица, Дева, радуйся!» Молчит и смотрит, прижала к плечу котенка, Как прихожан затягивает к Кресту в водоворота воронку. Сколько взглядов отдано Ею, Чтобы ступни ступали быстро по булыжной мостовой-винограду, Когда выходят из церкви. Перед ней свечки — человеческие смерти — Догорают. А она — немая. Тянутся ручонки к Лицу — спелой сливе Под платком, Где мысль-голубица. Вот построим дом, Разведем на болоте чернику, Чтоб губам впиваться, Чтоб людям сниться. Молятся стены церкви О всех присутствующих здесь, Молятся краски икон, глаза, положенные на грудь. Обнять, прежде чем глубоко вздохнуть. Богоматерь молится с открытым лицом, Прячет в плащ руку-Стыдливость. Пред Ней темнота глаз прихожан поклонилась. Гаснут свечи. Гаснут человеческие жизни. Акафист окончен. Остался каменный пол под ногами, Туда-сюда кто-то ушел. Пред иконой горит последняя свеча, Трепеща За то, что она согревает своим светом. Когда все уйдут, Божья Матерь все так же будет молиться, И из глазницы Клубком паутины выкатится слеза. * * * Проснулся поздно После вечера Лены Шварц. Дрожало растенье И в губы пчела впилась. И руками обнимая грязь Публики, восклицала Лена: «Тавифа, встань!» Лишь мотылек бровей поднялся с кресла, Черепная коробка с медом во мне воскресла. Из-под рук Петра оторвалось облачко души, И Тавифа бледная уже сидит рядом со мной — Лебедь белая на зеркалах комнаты. Изогнулся лепесток лилии — шея, И глаза мерцают в оранжерее. Белизной сибирских снегов тянет от девы шеи, Когда она сидит безгласно-кроткая В кофточке — подводной лодке. Тавифа встала и надела пальто, Когда уже было темно. За нами по улице идет Петр. Пальто-теленок мычит и просит вешалки — соска матери. В кровати ли Тавифа спит? Глаз плывет среди прохожих, Среди чернокожих. Наступила Африка-ночь. По телу пробегают скорпионы — Осенняя дрожь, И обрывается последний лист-слово. Вот уже ты белая колонна. Ты идешь В толпу, в свои вены, в пульс. Пусть. Метешь своими волосами асфальт, И взметаются листья-записки О встрече весной. Мертвую воскресили осенью, Чтобы произнесла про Лену, когда она читала: «Какая она маленькая». А ты, когда произносила, была аленькая. Девушка на ладони Ты вся поместилась на ладони Вместе с туфельками и уздечкой коня. Ты шла по ладони. Между опухших нецелованных губ Сияло серебро зубов, мелочь. Ты перепархивала мотыльком через лужи и линии судьбы, Ты. Ты взобралась на разбросанную поленницу волос, Достигла монастыря-лба. А потом ты стала спускаться Пузырьком воздуха по моей вене. Было больно так, что я был готов Упасть перед тобой на колени, Если бы ты проснулась. Ты в фонари окунулась, Выполоскала в них зубочистку-пальто. Ты схватила меня за руку И тряхнула так, Что фаланги пальцев встали деревьями. Ты обернулась ланью, а я обернулся павлином, А потом мы стали людьми. Но глаз лани остался в памяти, В памяти осталась метаморфоза оленьей кожи. Ты наступала туфельками на ножи Моей руки, Которая текла параллельно Неве. Где фонарей ангельские рожи, И соскользнул с ладони на траву твой башмачок, Чтобы от мармелада дрожал язычок. Ноги твои целовали меня в суставы пальцев, В ветви ночных деревьев, Которые шумят: «Поверь ее шагам, поверь им». Ты удержалась на моей ладони чудом бабочки, Которая собирает пыльцу с кожи-лепестка. Твои губы и твоя рука, Отделенные от меня кожей, — Все принадлежит тебе. А не принадлежит тебе Походка, муравьи, озноб по спине. И когда ты раскрываешь очи вовне, Ты смотришь в глаза ночной тьме. Ищешь на игральной карте моей ладони Переулок, названье разлуки, Розу, оброненную в мусорный ящик. Голос твой настоящий Настоян на розах учреждения, В котором ты работаешь днем. А ночью ты водоем. Куда мы идем? К картинам Фра Анджелико в дом. Куда ты идешь по моей ладони, Спутав кожу с гравием? Ты касалась меня — Так водоросли касаются течения. И платье шуршало, и губы пели Слова — полуприкрытые веки. Ты наступила на Венерино кольцо, Шарила рукой под моей кожей В поисках выключателя. Ты показалась в моих ногах птицей-тенью, Отделилась от стены, воскресла. Я пододвинул к огню свое кресло И стал смотреть сквозь пальцы на твои ноги, На дороги, Которыми мы шли. Ты поселилась в моей грудной клетке, В горле, До боли раздираемым чучелом канарейки — Моим голосом. Мы прошли облаком над Невой, А потом ты ушла, чтобы быть одной, Снять туфельки, Разбинтовать китайские ножки, Которые издавали в флейте моих рук Режущий бритвой вену звук. Ты ушла. Ты ушла. Ты ушла, Словно сосна из поля зрения или зеркала. Но осталась родинка на плече И губы — сухие листья. О чем они шептали, прижимаясь к ладони, Впиваясь в яблоко в агонии? Я в огне, в вагоне я. Ты в окне, я на дне. Держась за руки, мы не тонем. Бабочка Гляжу на небо. Распускаются глаза сами, Словно два георгина. Может, виною тому движение тучи, Что толкает глазное яблоко к переносице, Где сидит бабочка. Не спугнуть бы ее, не спугнуть бы небо! * * * Запах августовского сена щекочет ноздри-кувшинки. На окне молока кринки. Запах продуктов из сельского магазина рассеян по горизонту. И еловые зонтики Над грибами-горожанами. Бося В подполе живность — крысы и куры. Следят за коршуном куриные глаза-авгуры, Копошатся клювы Во внутренностях-червях. На печи лежит кот-монах И точит об угол печи острую саблю-ус, Мурлычет песенку: «Я мышей не боюсь». Кота зовут Бося, Белая мордочка и черный хвостик, Нежненький и голодный, Щурится от солнца рук, когда его гладят. Все это про кота теперь записано в тетради. Кот щурится: «Мяу! Подайте, Христа ради». Цитаты Когда стихает «трескотня революционных фраз», Из комнаты орава коммунистов убралась, — Я думаю о воздухе прохладном, Пчелином, гулком и лампадном. Спорили о Есенине До посинения, До пчелиной, синей жилки у виска. А за окном текла река Вечера воскресения. Когда один, такая тишина, Мерцают в омуте головы подушки-уши. Видна спина, Готовая пришедших в гости слушать. И хочется мне наступать на лужи, И чтоб из горла выросла сосна. Но не со мной случались разговоры, Лились расплавленною сталью коридоры. Со мной случилось лишь паук-оцепенение. Из темени душа уходит жить во времени. Ушли Стукнул бильярдный шар, хлопнула дверь. Все стихло. Все ушли, Оставив чисто убранные столы, Помидоры на чайном блюдце. Не вернутся Из мглы. А я лежу и читаю книгу. Переворачиваю страницы — сдираю кожу с апельсина. Слов тина. Иду по болоту книги. Изредка поднимаю глаза от земли слов на солнце утра — Спит зародыш цыпленка В облачке из перламутра. Воздух хрустит в волосах прохожих, Перемешан с камешками под ступнями ног. День — желтокожий С раскосыми глазами окон. От ушедших, словно от куропаток, остались лунки на постели. Шаги при уходе взметнулись, словно листья к лестнице. Где они теперь, в каком транспорте Жуют глазами-волами ноги толпы? Я один, Осушил водоем книги. Исцеленные слова вышли из воды, Оделись в заглавие «Печальные тропики». Глаза наследили в книге, Оставили заметки карандашом Аси Львовны. Голуби-грифы слетают с крыш на падаль дорожек. Перебираю ладонями-глазами песок созерцанья, Касаюсь линиями судьбы теней прохожих. Под кожу Уходит родник знанья. Думаю — скрипнет дверь, вернутся те, что ушли, Внесут воздушные шары улиц. Больничный халат моего тела движется по коридору, Выхожу на совхозный простор кухни И, попив чая, возвращаюсь в комнату, сутулясь. Погружаюсь в Атлантический океан постели. Я уже пересек с автором «Печальных тропиков» экватор. За окном трава поката Сбегает к болоту — древесных речей колыбели. Из цикла
"ВОЗВРАЩЕНИЕ" (лето 1984) Палата Слышать зловещие гудки санитарных машин. Жить в лесу человеческом. Умная статуя смотрит на лампочку. В дурдоме тихо. Читаю Плотина, Живу с гностическим страхом — Автобус на шоссе к психиатрической больнице. Мало помнить Мало помнить Витражи света и крыши под полуденным солнцем. Верхний этаж. Раскрыто Окно. И нет никого. Только бы где-нибудь встретить искомое существо. Сон Спать и смотреть на мир сна Широко раскрытыми глазами. Вот церковь видна С тремя куполами. Письмо (сон) Мне снилось... Фет Принеси же мне ветку клена... Ахматова Мне снилось, что я вернулся домой, И мать мне прислала орешков, И на конверте надпись: «Серебристый бульвар». Ожидание письма и Арсенальная «Иди общей тропой», — Шепчет мне голос мой. Я не хочу возвращаться домой. А хочу расцвести в Иванов день под луной Папоротником-травой. Ты не шлешь мне письма, Но ты приедешь сама, И начнется между нами война, И ты останешься одна. Голос твой из льна. Разведут мосты над твоими устами, Основания ног коснется пламя. Мы друг о друге ничего не знаем. Где ты лежишь под небесами В обнимку с голосами Под солнцем и луной? Я — тень шагов людей — Живу, прикинувшись совой, Над головой Летает нетопырь-Любегин, Женою съеден. В ожидании письма Пройдут дни и дома. Я по-прежнему на Арсенальной, Где каждое свидание — тайна, Где над умершим склонилась медсестра. Я не возвращался с Арсенальной в Ленинград, Не ходил на военный парад, Не стрелял в Садата-Брежнева, Правителя нежного. А на Арсенальной по радио говорят, Что Христос в Ленинграде распят. Помню этот кошмар. В мозгу полыхал видений пожар. Я долго стоял И смотрел в окно, И видел дворика дно. * * * Идти по проспекту, Наступая на ноги влюбленным парам, Наклоняться под ударом Солнца. Глоток вина, словно луч солнца. Руки тянут стакан к лицу. Зубы кусают стекло алкогольной влаги. Шипы привкуса оставляют наедине со стаканом. Какой он круглый, безгранный, Словно влага, что в нем. Ладонь обхватила прозрачную сферу влаги, Которая шипит в горле проглоченной аистом змеи. За окном мороженицы силуэты ничьи, И у пьяниц глаза земли. По залу скачут белые кролики — посетители едят мороженое. Пьяные вырванными корнями лип смотрят в небо. Рубли застряли в морщинах лица. Проступают водяные знаки. На асфальт падают окурки, глаза, прически. * * * С казнимых осенью деревьев Падают первые листья. Дюймовочка-девочка на листьях переплывает с асфальта в сады. Листва с тенями, с холстяными швами света. Птицы-вода. Иду вдоль ограды сада по скрюченным пергаментам — глазам деревьев. За лето прочитано столько воздуха! Обвожу глазами вывески, ноздри-двери булочных, Из которых выпархивают крылатые икры людей. Флаги после праздника сорваны с крыш И разбросаны по проспекту ситцевыми платьями. Ноги прохожих будят асфальт. А на афише чье-то выступление-альт. Над проспектом свисают лозины — раскрытые окна. Чье-то плечо, чья-то туфля уносятся потоком. А в конце проспекта не пристанище, а Московский вокзал, Где на скамьях, кажется, отдыхали полководцы. Губы пьяниц — грязные носовые платки — шепчут: «Водки. Огурцы», Простейшие слова. С губ течет слюна. Глаз — приезжий хохол Высматривает дам, Или — переплыть на другую сторону И войти в ресторан. Медленно скольжу, обутый в чужие зрачки, Погружаясь в чужие вещи и платья На закате. Бедер толчки. Матерящаяся толпа лижет руками ящики с огурцами, Где одинокий продавец в белом халате, словно скульптура. Иду по проспекту, жуя непогасший окурок, А во взгляде — спина, сумочка — перо, вырванное из плеча птицы. Игла-девушка садится на ресницы И снимает туфельку, обнажая ступню. Записываю на ней линии судьбы — назначаю свиданье... ИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ 1984 года *** По дому бродят тени. Лица свиты из верёвок. Морщины пустыря за окнами. В доме напротив плачет ребёнок. И шум асфальта доносится с проспекта. А в доме больные. Глаза — сирени ветка. Пустые коридоры ведут к белому врачу. Врач долго дышит на печатку. Таблетки — горох раскрывшихся глаз. Кармин сна и белизну дрожи Ощущает больной шершавым языком, Придёт в сумасшедший дом И тело на простынь положит. Белые руки врача в чернилах рецептов, Прикованы к плечам цепью Движений. Больные колибри пьют нектар. Качаются цветы-шаги. Лохмотья больничных ступеней Ведут в кабинеты врачей. А там уже отсутствие вещей, Осенние листья дыханья. Млечный путь зрачков Ведёт по коридору. Коридоры — скалы слуха. Какая-нибудь старуха Надевает на лицо тапочки слов. Фасад зданья Окутан шалью розы Солнца. Прохожий У дома маний Останавливается и прожигает свою рожу. Теперь он может войти в Гастроном. Лев-вино попадает в кольцо горла И лижет язву. Из магазина выходят плечи. На окне зажигают свечи. Пьяницы-моржи хлещутся ремнями слов. *** К ожогу-лицу прижимается воздух-Сахара. Мяч солнца день пнул к западным воротам. Там порт на Васильевском в косоворотке новых домов. И ночь-грешница придёт и положит на медные глаза с прожилками веки. А пока солнце в тимпан бьёт И думает: Когда отрежет у меня горизонт пол-лица? Думаю о понедельнике, когда поеду в библиотеку Заниматься глазным шитьём, Где коридоры ведут из зала в зал — на прорехе прореха На теле бетона. Столько там лиц, углублённых в тонкие кисти своих рук. У виска пульсирует кровь-паук. Оставив на вешалке крылья стрекозы, Входят девушки с глазами стрекоз, Юноши с рогом изобилья. А у выдачи книг толпятся козы, Щиплют зелень называний книг. Достают из сердечных сумок авторучки и тетради. Тихо шепчет что-то губа, взор-голубок. *** Пью крепкий чай, Цветом схож с запёкшейся кровью. Выпью и прильну к изголовью. Буду читать толкование Ефрема Сирина на пророков, Видеть его старое, заспанное око. Перелистаю старческие страницы Писателя-старца Рукою из кварца. Прозрачно-кварцевой рукой перегибаю страницы. Соблазн — это девичьи ресницы, Под ними неподвижная влага, Словно ночью на дне парка Ударит луч и станет жарко. Дышит грудь в зрачке, Пуговица кофточки. Точка — ноготь обручальный на заснеженной улице-руке. Линии судьбы — провода троллейбуса. Глубоко врезались в плоть трамвайные рельсы. Кто-то сейчас ступает по коже снега, Подходит кошкой к ночлегу. Снег Словно на кресте человек Обнял землю. В его глазницах Снежинки-зрачки шевелятся, злятся. Словно белым покрывалом одели покойника-землю. Земля слышит, как ветер шепчет На языке древесных прутьев: «Лазарь, встань». Приклони ухо к земле. Шевелятся черви-снежинки в засохших ранах земли-Творца. Собака бежит, убежала от подножия Креста. Ступеньки лестниц ведут в квартиры Голгофы, Там дети мокнут. Включают электрический свет — Бросают о стекло окна апельсин. Сок раздавленного апельсина глазами выступил на лицах. Ветер в комнате-Ницце. А потом рука Господня задёрнет шторы, Выключит свет — Серая мышь пробежит по руке. А потом будет ночь, Тела будут ворочаться, Держать в ладонях снег, Он будет таять И стекать между пальцами. А наутро опять люди-скитальцы. ВАСИЛИЙ ФИЛИППОВ
На Середине Мира Чаша стихи Бабочка стихи О стихах Василия Филиппова
Эмиль Сокольский Юлия Ламская Виктор Качалин |