О СЕБЕ И О ПОЭЗИИСперва — об однофамилицах; для подготовки к дальнейшему разговору.
Их несколько. Москвичка Наталья Черных — автор детских книг. Кроме книжек — публикации в журнале «Домовой».
Возможно, она же — автор и исполнитель песен.
Питерская Наталья Черных родом из Липецка; весьма шустрая журналистка, любительница рок-музыки. В этом
мы с ней похожи. Ярославская Наталья Черных — прозаик, автор книг об архимандрите-исповеднике Павле Груздеве.
Кроме них ещё есть однофамилицы, их довольно много. Я — Наталия Борисовна Черных.
Первая официальная публикация состоялась в газете «Русская мысль»; Париж, сентябрь 1993 года. За месяц до переворота. Узнала о публикации зимой. В 1990 — 1992 годах Соколовский Сергей составил книги «Абсолютная жизнь» и «Настенная роспись». Сборники печатались на матричном принтере. Это был первый опыт издательства «Автохтон». Тогда же узнала о Гуманитарном фонде и предложила свои стихи на рецензию. Рецензия была платная, 60 рублей. Рецензент — Марина Георгадзе. Отзыв получила с опозданием, небрежный. Рецензенту понравилось стихотворение, первая строчка которого звучала так: «На Таганке запахло Тифлисом». Позабавила рифма с фамилией рецензента. Это был первый отзыв на мои стихи. В 1992 году вышел второй номер альманаха «Вавилон», в котором было несколько стиховторений: «Виселицы», «Рай», основа для публикации в «Русской мысли». Весной 1994 года читала стихи в ЦДРИ, на конкуре молодой поэзии; вне конкурса. Тоже меточка; я всегда — вне конкурса. С 1994 года начинаются публикации в любопытном журнале «Забриски Райдер»: стихи, графика. В мае 1996 года вышел сборник «Окрестности», составленный группой «Междуречье». Тогда в неё входили Алексей Корецкий, Максим Волчкевич, Данила Давыдов, Ян Страут, Майя Шполянская, Анна Сахарова. Публиковались и стихи других авторов. На окрестности была сравнительно небрежная рецензия. С 1997 года о «Междуречье» как о группе не слышала. В 2004 году осенью был вечер памяти «Окрестностей», и я там читала. В октябре 1996 года вышел первый авторский сборник «Приют». Издательство «Арго-риск». Макет готовила совместно с Данилой Давыдовым. В 1997 году — несколько стихотворений в альманахе «Кольцо А», СПМ и второй авторский сборник «Виды на жительство», ищданный так же в «Арго-Риске». «Приют» был представлен в январе 1997 года, в канун Рождества (6 января) в Доме-музее Ахматовой. Вечер был двойной: тогда же была представлена книга Данилы Давыдова «Сферы дополнительного наблюдения». С 1997 до 1999 года в нескольких номерах «Вавилона» публиковались мои стихи. Тогда же составлена и станица на сайте. В том же 1997 году, в сентябре, в Георгиевском клубе, состоялся вечер поэзии, вместе с Данилой Давыдовым. В 1997 и 1998 годах несколько раз выступала в клубе «Авторник». В 1999 году вышла «Родительская суббота». Сборник вышел 7 апреля, а представлен был в мае, на «Авторнике». Отзыв Дмитрия Кузьмина о моей поэзии до сих пор служит камертоном для тех, кто знакомится с ней впервые. В 2000 — сборник «Третий голос». На него была рецензия Данилы Давыдва в газете «НГ ExLibris». Тогда же решительно отошла от новой литературной жизни. Однако в мае, на Светлый Четверг, состоялся финал второго конкурса религиозной поэзии имени Святителя Филарета Московского. Мне дали первую премию: итальянский альбом с русскими иконами. В 2002 году вышел сборник «Тихий праздник». Книга была представлена весной, 12 марта 2003 года в клубе «Авторник». С этого времени начались публикации в интернете (2003, «Литературный арьергард»). В 2004 году весной впервые выступила на фестивале свободного стиха. В мае выступила с «Балладой о вербе и трилистнике» на закрытии сезона клуба «Авторник» В 2005, в начале лета, записана была беседа о современной поэзии для радио «Благовещение». Беседу вёл Константин Кравцов. Читала свои стихи. В 2006 году вышла книга «Светильник», в издательстве «Автохтон». В 2007 году в поэтической серии «Русского Гулливера», открывая её, вышла книга стихов «Камена». В 2008 году в издательстве «ЭКСМО» вышла книга очерков «Уроки святости», на которую были положительные отзывы. В 2009 году летом, в «Русском Гулливере» вышла «Похвала бессоннице». * Родилась 5. 12. 1969 в семье подмосковных жителей, работавших на оборонном заводе в горoде Челябинске-65. Ближайшие города — Кыштым и Касли. До областного центра не менее двух часов на автомобиле езды на автобусе. До заповедника Слюдорудник — примерно столько же. Там собирали чернику и грибы. До 14 лет перечитала все тома классической литературы в местных библиотеках. Толстого читать не смогла, но вот Стендаля и Достоевского читала с увлечением. Первый поэт, с которым познакомилась — Пушкин. Чуть позже был прочитан двухтомник Лермонтова, подаренный маме в память об окончании института стали и сплавов. Поэзию любила с детства. Воспоминаний, связанных с ней, довольно много. Отец дарил мне книги стихов, в том числе и поэтов 20 столетия. С поэтами серебряного века, а уж тем более с современной поэзией познакомилась крайне поздно, лет в 25. Ни мать, ни отец не были людьми строго советского настроя. Я росла как трава, так что большую часть времени проводила за книгами и одна. Лет в двенадцать начала читать Новый Завет и Псалтирь. Тексты страно волновали и уводили в какой-то яркий, восхитительный мир. Мама переписывала разные странные молитвы (Сон Пресвятой Богородицы). Эти тексты тоже волновали, но меньше. За их пределами чувствовалось нечто более интересное. В 1985 г. семья переехала во Львов. Наиболее сильные поэтические впечатления того времени — Блок и китайская поэтесса Ли Цин Чжао (эпоха Сун). По-украински гворить не научилась, но начала читать довольно быстро. Тогда же познакомилась с классиками украинской литературы. Особенное впечатление произвели Степан Нечуй-Левицкий и Васыль Стефаник. После смерти деда поселилась в Подмосковье, а затем в Москве. Мне было уже 18 лет. Закончила средний специальный курс в БТМ. Любимая эпоха в иностранной литературе — английский романтизм (вернее, Озёрная школа, Вордсворт и Колридж), в русской поэзии люблю всё и не могу выделить чётко любимый период. В поэзии ценю несколько иное, чем в поэтах. Поэт как-то изначально беззащитен. Поэт — Один. Настоящий поэт не может не любить язык, на котором пишет. В поэзии ценю свободу и открытость, которая в обычной речи недоступна. Ни к какой поэтической группе никогда не принадлежала и не прнадлежу сейчас. гостиная на середине мира корни и ветви город золотой новое столетие |