Из писем преподобного Георгия (Машурина), Задонского затворника. (1789 — 1835 г.г.) Перепечатано с издания "Письма Задонского Затворника Георгия", СПб, "Сатис", 1995.
*
Порой он начинал письма так: Христос посреди нас! А заканчивал весьма неожиданно: непортребный раб Георгий. Иногда называл себя Егором. В дни Пасхи его письма начинались так: Христос воскресе! В молодости он был военным (до странности схожая судьба с Зосимой Верховенским, прототипом старца Зосимы у Достоевского в "Братьях Карамазовых"). Прожил 46 лет. И оставил довольно обширное наследие, которое до сих пор до конца не раскрыто. Прекрасный образец эпистолярного стиля, оригинальные стихи. А письма его порой перетекают в необычную прозу. Для меня Задонский затворник — одна из вершин русской классической литературы. Святитель Игнатий (Брянчанинов) весьма ценил писательские опыты затворника Георгия. Но сам подвижник, видимо, любя и тонко чувствуя словесность, как бы играл ею. В его письмах важнее духовная жизнь. Тот же Святитель Игнатий почитал Задонского затворника истинно духовным человеком. ЧНБ. с. 249 Великий Пост — великия крылья, чтобы быстрее пролететь сквозь мрачныя облака на небо. Сестра моя о Господе, внимательно мыслию смотрел я на печатку вашу: она живо выражает Голгофу, спасительный + (крест), Адамово смирение, и возвышение, и искупление — всего человеческаго рода; — ваш вензель — (под крестом на стороне, на которую Спаситель Бог благоволил призреть, склоня свою главу), представляет глубокую философию в разсматривании Голгофы, креста и головы Адамовой; — тут пленяется весь ум глубиною Божия премудости, и вылетают, подобно голубю, сии спасительные слова: смирение высоко! и сим кротким произношением поражается гордость, надменный дух исчезает и поглощается тартаром... Камень, представляющий имя и фамилию вашу, склонен под правое крыло Креста Господня. А Адамова голова, как бы для удивления таинству Креста, вынесена из недр земли и положена к крестному подножию; бугроватые холмики служат к величественному изображению той важно истины, что вся высота уступает своё преимущество смирению! Истинно ли я выразумел смысл печати вашей? Истинная христианская любовь, кк чистое зеркало, без прелести показывает всякую вещь точно такою, какова она в самом деле есть; наша совесть, верный друг наш, в сей любви может хорошо познавать себя и показывать очищенному уму душевныя погрешности, для исповедания пред Господом и принесения в том истинаго покаяния. — Тот истинно кается, кто отвращается от грехов, как от мерзости, и просит Господа, чтобы укрепил в продолжение истиннаго покаяния и не допустил бы его более согрешать к тому. февр. 22, 1824. с. 256 * Помалу сердце начинает биться. Чтобы из глаз моих слезам пролиться. И в этом ощущеньи, Приятностей в лишеньи Дух мой томит и стоны издает. Жалобно он к небесам зовет, Нежно вздыхает и поет: Вот теперь-то я печален! мою радость всю отверг, И остался безотраден, — время продолжать в скорбех. Безпрестанно воздыхаю, льются токи слез из глаз; Себя в перси ударяю, вознося Творцу мой глас: Ах! услышь моё стенанье, всеблагий небесный Царь! Призри на мое страданье, укрепи безсильну тварь. Будь в бедах моих отрада, Непостижный в небесах; Ты избавь меня от ада, Бог мой, зря меня в слезах. О, унылых ободритель! Неба и земли творец! Будь мне в скорби покровитель, и заступник, и отец. На тебя я уповаю, — о Господь всесильный мой! И с надеждою взываю: защити в печали злой. Бодрствуй духом, да крепится Сердце верой к небеси, Что понесть тебе случится, Всё с терпением неси, Будь уверен в надежде; Кто понес крест тяжкий прежде, Тот и твой крест понесет, Он управит и спасет. Обыми ты мыслью всею Волю Божью, не свою; Согласись всем сердцем с нею Укрощать волю твою. Будь смирна, Христу подобна, И кротка, душой незлобна. Он один тебе удобен Рай повсюду обрести, Защитить тебя, спасти! — Прости! — 1824, Июня 20-го. * В матерней еще утробе, Сын мой, стал ты сиротой. Ах! родитель твой во гробе Первый плач не слышал твой. Лишь взглянул ты на вселенну, Бог судьбу тебе изрек: Зри печально мать сраженну. А отца не узришь век: Не увидишь его боле, Он окончил бытие На широком чистом поле За отечество свое. Сын мой, ты не ощущаешь, Сколько важен твой урон: О невинность! ты играешь Слыша мой печальный стон. * А что смерть? знать, сегодня — ближе? Ты кто? — я смертный. — Будь же ниже. Время за собою вслед Неприметно всех влечет. — Близка смерть! Страшно зреть; Да будет смерть — в веселье мне, Господь — просвещение мое!.. с. 118 — 119. * В уме как в зеркале, мыслями как глазами, изволяющему по возможности можно видеть. Простите моему безумию. 6-го апреля 1824 года. * Посредством пера и бумаги что мы немощные делаем? — от сердца к сердцу безмолвно сообщаем мысль. Мысль есть внутреннее слово, исходящее от самого сердца: а сердце что за вещь? — вещь неизмеримая, глебокая и высокая — тайная и явная провозвестница премудрости Божией: от сердца Давидова пронеслось слово во вселенную: "безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси" и "Его же разума несть числа; бездна бездну призывает (во гласе хлябей Твоих: вся высоты Твоя и волны Твоя на мне приидоша); изведи из темницы душу мою исповедатися имени Твоему". Что это за бездна! и что за темница! и что за сила имени столь првилекательная, что непременно жаждет душа исповедатися имени... и кто призовет имя Господне, той спасется. Близ Господь всем призывающим его, всем призывающим Его во истине. Хранит Господь вяс любящие Его; и вся грешники потребит: и да лагословит всяка плоть имя святое Его в век и в век века. с. 131 * И так, что день, что час, с концом сближает нас: и мы чем более взаимно передаем слово сердца, тем более сближаемся сердцами в одну мысль вечного спасения. Такое обращение несвойственно внешним и общим обычаям; оно есть внутренее, невидимое, но самое искреннее, близкое, душеприемное! и посредством действующей руки мы душа с душою говорим столь близко, как чувствуем в самом сердце изрекаемую сердцем мысль... Да утешит вас Господь радованием, превышающим всякую мира сего радость. с. 133 * Мысль рождается от сердца и износит слово; словом познается мысль, а по ней и самое сердце: и бывает дело по намерению. Всякое зло побеждается благим делом. Благия мысли покоят душу: и все это зиждется внутри нас, когда ищем царствия Божия. Как удалить гнев гонителей? Любовию! Как жить? По заповеди Христовой. Покуда блуждает мысль, потуда и ересь укрепляется в сопротивных. О, да воссияет святая вера, именем Христовым воскрешающая мертвых! с. 166. * Гори, гори моя лампадка, И светом тихим озаряй Уединенную комнатку; Гори еще, не погасай!! Я масла подолью, Светильник поновлю. Но как свечка догорает, То уж каждый видит, знает, Скоро, скоро кончится она, — Вот сему подобна жизнь моя! Искра, в пепле затаившись, Ведь невидима никем; — Лишь сверкнула, вспламенившись, Разгорелась, светит всем; — Полил дождь. — Где ж искра? — Скрылась, Не видать ее; затмилась, И — погасла уж совсем... Семя, в землю погребенно, — Сгнивши в ней, произведет Древо жизни обновленной, И воздаст сторичный плод. Чтож лампадка? — Бытие, Свечка? — Наше житие. Искра? — Жизни скоротечность. Древо? — Посли смерти — вечность. 13 марта 1836 года. с. 192 * Капля камень пробивает; Слеза сердце согревает: Слово — искра есть души... Дух мой! К вечности спеши: Наше время кратко, Как прошедший час! Горько, или сладко — Все как сон для нас. Ах! нет здесь постоянства в свете, И нечего мечтать И нечем утешаться. Едина вечность лишь в предмете! Наш долг — читать, внимать, И поучаться — Чему? Аз есмь — червь, а не человек" Святый Давид сие изрек. — А грешный вопиет, Вздыхает и зовет: Боже, милостив буди мне грешному! с. 272. * Когда я проходил под отлогою горой дорогу, сгоры неслись, как стрела, разъяренныя три собаки; казалось, вся их цель была меня растерзать, и ни одно чувство мое не тронулось этим страхом; мысль моя во мне говорила: аще Господь не попустит, оне не могут ничего сделать; а если попустит, то зачем противиться мне воле Божией? пусть терзают, на то я готов. Так оне во вреся этого размышления приблизились ко мне, и две сторонния схватили среднюю третью и начали ее терзать. Я прославил Бога и нимало не смутился таким страшным приключением. Видите-ль, как Промысел Божий храит нас грешных среди явных опасностей. * Я заметил воровство, и такое неприметное, что только при сличении с истиною можно его видеть. Верно вам и в голову не приходит, что я говорю о золотых часах: они воры, крадут время, когда четверть, когда час и более, и так уносят время от верных часов: и прежде надлежащего сближают с концом. Подобно и греховная жизнь окрадывает человека... с. 315 * Едино на потребу: Гореть духом к небу, О земных же не радеть, Ради Господа — терпеть! Оставь, оставь все то, что в мире ни приятно! за все вознаградит Бог в вечности стократно. Ты с Богом не делись, разделу нет причины: Все сердце просит Бог, не просит половины. На небесах Нет жен, мужей, где области Царевы; Там Девы — Ангелы, и Ангелы — там Девы. Что есть девичество? Спроси, что есть твой Бог? Будь чист в душе, дабы познать ты девство мог. с. 349 МОЛИТВА НЕГРА! Будь благ ко мне, о вечный Боже! Я здесь минутный гость, — я раб! Ты бескончен, я ничтожен; Всесилен Ты, — я нищ и слаб! Ты жизни Царь, — я дань гробницы! Ты весь во свете, — я в темнице; Чтоб щедрить всех, — Ты благ на то, Ты всемогущ, а я — ничто! избранное на середине мира станция корни и ветви город золотой новое столетие |