ЕЛЕНА КУВШИННИКОВА
Поэтесса, филолог.

Страница "Мономах" — Елена Кувшинникова

ДУХ НАЛЕГКЕ.

 (Рецензия на книгу стихов Наталии Черных "Светильник")

"Вселенной рука, ладонь русского языка, ангелы, птицы и облака…", — таково поэтическое пространство, по ощущению Наталии Черных. Взяв в руки светильник, последуем за ней. Книга стихов - особая страна, там обитают на-равных Психея, ангелы, воробьи, рыбы. Автор как проводник показывает нам тайные сокровища своего царства-государства, открывает чудесные клады… Как же иначе, ведь поэты — светы.// Без света — как?"

Чего-чего, а света вдоволь…

"…Свет окна//то робко вспыхнет, то совсем погаснет…"

И "пламя над лампадою мерцает", и "солнышко встает", и "красуются светлые зайчики дней".

"…Но еще прекрасен белый свет
Чистой позолотою искрящейся…"

И это не сусально-пасторальная картинка. Чувствуется, что каждая строчка оплачена болью, любовью. В небывалой стране — всё дивно.

"…А любовь, которой даже нет
трать на весь белый свет.
Будешь тратить — и любовь придет.
Ближний — тайна. Он ведёт и ждёт…"

"Всякое дыхание да славит Господа". В книге нет случайных обитателей, все важны, все символичны. Например, рыбы.


"…Там, где солнышко встаёт,
виден белорыбицы полёт…"

И в другом стихотворении:

"…Солнце рыбье скользит осторожной волной…"

И, наконец, как объяснение тайны, звучит:

"…Поэты — Божии рыбы…"

И стереозвучание в финальном стихотворении книги "Море"

"…Море — дышит,
Стихи — мои — пишет…"

Обыкновенные городские голуби и воробьи тоже неслучайно воспеты.

"…Я московский мал воробей,
И мне довольно хлеба".

И по-особому вспыхивает строчка:

…И мнится: на святых местах святы и воробьи…

Природа одушевлена, каждая травинка живая.


"…Я опускаюсь на колени,
Чтоб ощутить нездешний дух растений…"

Только тогда можно увидеть

"…Длинный поклон стебелька, широкое благословение листа. Ароматов плетение прихотливое…"

Всё в согласии, в гармонии, под одним небом. Это — мир, преображённый, наполненный духом.

"…В связи все вещи меж собою и свободны…"

И стихи Наталии Черных полны свободным звуком. Как бы опережая мнение возможного читателя-критика, поборника строгих и незыблемых литературных форм, автор обезоруживающе пишет:

"…Среди пауз лоскутных и стоп разнородных
Я нашла много звуков свободных…"

Это — вдох и выдох, это — поэтическая речь в ритме собственного свободного дыхания. В книге много и земных примет. Это Урал и Обь, ослепительные розы Красного Села, поименно названые родные улицы, осязаема волна горячего сдобного воздуха из булошной на Русаковской…

…Вкус Москвы — в бабаевском ветре-зефире…"

Здесь даже "снег с ароматом свежего калача". И все эти краски, звуки, запахи, все вместе, в контексте цельного сборника стихов — свидетельство приятия мира вообще и своего места пребывания, своего земного предела — в частности. Это невидимый путь от мировосприятия к мироприятию. Душа не рассыпалась на осколки от боли и бед, она срослась. И над каждым шрамиком — стихи.

"…Заживают раны, которых я не касалась.
Храм земной — осязание Храма,
Жало — от слова: жалость…"

А если поднять взгляд, то увидишь, что

"…Небо над Москвой — образ Христова неба".

Один художник сказал, что каждая картина стремится стать иконой, каждое здание — храмом, каждое стихотворение — молитвой. Такое устремление есть и в стихах Наталии Черных.

"…Родословная - из рая.
Я молиться так научилась:
Если будет, Господи, воля Твоя,
Будет на мне великая Твоя милость".

Поиск рая на земле, попытка заглянуть за невидимый предел, что там, как там… Что такое рай на земле, автор поясняет:

"…Имеется в виду не сад и безделье.
А связь человек — человек, с лесенкой в небо".

"…Оттого, что мало Христу
Показалось небесных жителей
По неписаному листу:
Рай земной общежительный…"

Осязание Храма, поиск рая на земных путях, сокровенное, растущее, заполняющее внутренние пустоты религиозное чувство. Религиозность ничего не отнимает от искусства, а напротив, даёт ему большую полноту жизни.

В стихах Н.Черных есть балладное переложение житийных историй, поминанье священников и старцев. Но как щебетанье мал-воробья выделяются строчки, где слышится бессвязное бормотание блаженной, детский лепет. И здесь не требуется пояснений и перевода, так как эта речь понятна Тому, к Кому обращена.

"…Пусть молитва моя - лишь болитва. Но есть вероятность ответа…"

"…Светися, светися, свечечка моя!"

Стихи, как воззженная свечечка. Да, именно свечечка, не светильник. В суете, в толчее, в базарной крикливости сегодняшнего дня так трудно обрести минуты тишины, когда "сердце собственное слышно". Но именно в такие редкие мгновенья ощущается, что Бог есть.

"…Чуть золотится шерстяной покров,
оживленный цветами славно.
Нам благодать дается равно,
Не равны силы благодать принять.
Бутоном раскрывается молчанье слов…"

И ещё:

"…Начинается новый свет,
карты у него нет.
Но сердцу довольно,
Что у него есть Отец
И Сын -
Соприсносущно и сопрестольно."

Появление на свет книги — желанная радость и свидетельство того, что душа жива, жив творческий внутренний поток, сама суть которого есть тайна. Приблизиться к разгадке — войти в пространство, созданное автором, дышать вместе с ним, почувствовать

…Как моряку дышит море —
мне дышит Господь.

Нам дышит Господь.




Hosted by uCoz