на середине мира
алфавит
станция
Москва
многоточие
Анна Глазова: Что значит ночь. Стихотворения



АННА ГЛАЗОВА







То, что можно сказать, и то, чего сказать нельзя, находятся в более сложном взаимоотношении, чем между прямыми противоположностями. При всём желании и стремлении к ясности и прямоте высказывания, под поверхностью речи или текста всегда скрыто движение ещё не осознавшего себя языка, не принявшего определённых форм — поэтому никогда нельзя быть уверенным, что сказанное действительно отвечает тому росту (или, наоборот, сжатию) смыслов и слов, который можно осознать, только пройдя через фазу этого роста. Поэзия — та среда, в которой фазы роста оставляют следы, наиболее ясные для глаз наблюдателя.

Поскольку этот процесс роста неостановим и зависит от огромного числа внешних и внутренних условий, случайностей и состояний, из него нельзя извлечь одной универсально применимой формулы, позволявшей бы вывести законы письма и речи. Как вьюнок, на каждом отрезке готовый повернуться в сторону, где теплей или прохладней, так и поэзия нащупывает себе путь не прямой, а только совместимый с жизнью. Поэтому, говоря об истинности в поэзии (и, шире, в любом немеханическом языке), нужно учитывать, что прямыми путями способные к росту образования не ходят. Середину мира следует — в любой точке — искать там, где речь совмещается с ростом.



ПРОПУЩЕННЫЙ ЗНАК



Стихи 2018 года, нигде ранее, кроме фб хроники автора, не публиковались.



*
небо,
на все стороны не похожее
на себя.

и эта полоса,
в которую мы взяты.

восхищение птиц:
в невесомость; хищных —

сквозные пространства
ложного дома,
устройства
для применения тяжести,
соотношение смехом
и поднятие рук:

дать;
взять.



*
строки смыкались бы,
не держи меж них руку,
а сомкнувшись ушли бы под землю.

так ты чувствуешь их
теплоту или холод —

и они тебя держат.



*
изгибы ствола у горной сосны —
это её лицо, корни — глаза.
сок и смола
по древесине
пишут летопись перемен:

как крошилась скала
и сворачивал ветер
смещая мир.



*
вихри влечения
бросают то в небо
то в угол
и чувство прибоя издалека —

лучше плыть чем не выплыть
лучше лечь не на камни
а в своё углубленье
на не видном пока берегу.



*
не помрачение а затмение —
только так вырастает корона
сама
не венец не венок
и не власть
и нести её даже не нужно —
пронесётся сама
вместе с телом.


*
не народов а книг
великое передвижение.
сколько рук меняют деньги —
значит не больше цены,
сколько книг — значит руки.

значат руки,
значит обмен
на вопросы вопроса
на месте ответа.



*
скоростное натяжение
между рукой и рукой
и сквозь (через; в) пальцы
текущая жизнь.

это молчание — измолчание —
не слов —
имени —,
не тебя,
а тебя.



*
смотри, человек,
се: пустыня;

кто-то обходит её под землёй,
кто-то — аз человек —
сокращаю простор
в своевременном,

в своём,
непосредственном мире.



*
странность того,
что живое, срастаясь, не чинится —
вещь ломается и рука,
но чинится вещь.

шрам на теле — то место, где жизнь начиналась.
трещина на стекле —
подтверждение долговечности.



*
эта свеча —
не церковная и не на ёлке —
на каштане, живая —
освещает ноябрь на один глазок.

иногда
остаётся при жизни
одно любопытство.



*
несоразмерность слова и слова,
пока не легли на язык,
а когда легли —
их прикрыть бы,
как позой зародыша
взрослого сон.



*
сердцу не прикажешь: «стоять!»
и, главное, — «вольно!»
ему некогда переминаться.

и говорить себе: «замолчи уже» —
нет такого приказа —
когда и так уж молчишь
с молчанием в уме.



*
пропущенный знак
ухватить боковым зрением
с головой подчинившись в движении
тихо связавшихся в грозди
голосовых виноградин:

там лежит, скрыто,
как в погребе,
обещание
(чуждого пьяному)
брода.





Анна Глазова:
Что значит ночь.
Стихотворения



многоточие
на середине мира
город золотой
новое столетие
спб
москва
корни и ветви