на середине мира алфавитный список город золотой Угонзай стихотворения из книги Зверь-человек — священное чудише сикхов — сопромат стихи По эту сторону сна стихи Поэма героев Балда стихи ЯНА ЮЗВАКЗВЕРЬ-ЧЕЛОВЕК
* * * Кто слышал: в мусоропроводе зверела крыса дармовая? Не говорите о свободе, пока не добрели до рая с багажником — пшено и Шекли — за отощавшими плечами. Вот и товарищи из ЖЭКа нам крысолова обещали. КОЛЫБЯКА Разлюли-люли-малина: нету Байрона и сплина, нет Бальмонта и хандры. Кто выходит из игры следующим плаксой-ваксой? Кто выходит побираться? Разлюли-люли-арбуз: я печали не боюсь. Бойся, детка, колбасы — в ней крысиные носы. Сторонись, детёныш, сыра — в нём мгновение застыло. А вообще, малыш, смотри: в небе нету мишуры. В небе звёзды, облака неискусственны пока. Разлюли-люли-лимон: кому кисло — выйди вон. * * * Земля — клубок, веретено: не уколись, Царевна Плача! В глазах от слёз твоих темно, а надо бы — совсем иначе. Твоя корона — ржавь давно, кобыла — кованая кляча. Не клянчь, царевна, не дано нам твоё горе раскулачить. Мочой испорчено вино. Мечта-царевич — наглый мачо. Земли весёлое руно плетёт всегда Царевна Плача. И сочный скрип веретена утопит Подмосковье в дачах. Слеза, как прежде, солона, а надо бы — совсем иначе. * * * Зарифмуй меня с чем-нибудь ненапрасным, я не против рифм — банальных и белых, Тебя всё-таки на этой земле называют Ассом в делах мелодики, строчи её, любую, заряжай парабеллум ею и стреляй, стреляй, не валяй дурака, как снайпер, который не может прожить без дурацкой цели. Цели нет, ты же знаешь, разве что только Альпы ещё выше вырастут — выше Любви и селей. Се ля ви, горностай, княжья твоя порода, хорошо по горам-то по царским диким зверьком катиться сверху вниз и обратно, будто такая мода и судьба такая — мягкая, ягодица. Вот и выстрелил Асс, просто попал Он случайно в горностаевый глаз, не повредив пушнины, — изогнулась мелодия солнца всеми лучами, назови её Сам, устрой разлюли-именины. Зарифмуй меня с чем-то белым, банально-красным, я не против рифм Твоих меловых, мелодичных. Помнишь — это кровавое дно заполнено было глазом, и горностая считали княжеской, царской дичью? 14 декабря 2004 г. * * * маковая головка эротический фокстрот как же тебе не ловко брать у ротного в рот * * * Одиночество — как неизбежность, как любовь пресловутая к Богу, разбираемые на слоги слово "вместе" и слово "между". Кошка лижет свою промежность, пёс к созвездию тянет лапы… Одиночество как "конечно", одиночество как утрата. * * * Не говори, что этим январём морозы крепче дикой волчьей воли. Чтобы согреться — хоть постель втроём, чтобы замёрзнуть — хоть пастель в подоле. Дымит комета, Таиланд в соку морском, ты плачешь даже от безделья. Голубка Мира больше не ворку… И мы вокруг как будто обалдели. Вулкан дробит Земли косую ось, Волкам дрянной их вой заменит ласку. Давай, Mon Cher, людей своих не бойсь особенно в такой мороз январский. * * * Век, век, век на трёх китах, на четырёх акулах. Жую свой чёрный чёрствый чебурек, жую — аж сводит судорогой скулы. Скулю себе под нос: век, век, Век чёрных сыновей и чёрствых дочек. Три костыля на четырёх калек — так не бывает, скажешь? Даже очень! Отчизна спит — растёт патриотизм; век, вечность, вещие амуры, и полчища засаленных скотин, и сонные законченные дуры. Век, век, вода из вольных рек, — кто вам наплёл про Эру Водолея?! Я буду жрать свой чёрный чебурек, пока от чёрствости его не побелею. * * * Амфетамин: душа-загвоздка, спина в обложке кожаной, — такой и умирать непросто, и жить совсем не сложно. 3 января 2005 г. * * * Для начала станем хотя бы смелы, для острастки пальнём пару слов на ветер; но слова не пули, это всего лишь стрелы: куда ветер дунет… Ветер пространство метит. Ну, а я не Царевна ждать, пока протрезвеет Ванька-лучник — лучший жених в округе. Ветер время гонит: даже лесные змеи распустили яд, ветром косым испуганы. Да не дуй ты так: смелы мы — не сомневайся, — и царевны все, и даже лучник-пьянчуга. Поднимайтесь на ветер, Ваньки, Андрейки, Васьки, — нынче дует ветер с севера и с юга. 4 января 2005 г. СО ВРЕМЕНЕМ современные люди говорят all including — время место посуда мазь от страшного зуда и до Страшного Суда отфильтрована вода современные жёны маринуют крюшоны нос из гипсокартона и одежды на тонну сколько стоит красота? предъявите-ка счета! современные парни парят веником баню ах какой же ты паинька потрудился и баиньки утро вечера мудрее но за то без гонореи современные звери людям больше не верят Моцарт верил Сальери — оба кончили скверно размножаются зверьки от доверья далеки современные боги спят в медвежьей берлоге а их верные доги охраняют пороги не ходи душа назад — звери могут покусать не ходи душа налево — на деревне парень гневный не ходи душа направо — девок жадная орава не ходи душа вперёд — тело дольнее умрёт не ходи туда душа — не получишь ни шиша современная душа отвечала чуть греша прибегай ко мне к полудню здесь всё тихо — all including * * * Марокканский шоколад, белый вздох, все разбойники — сплошные робин-гуды: поделись со смертью, беглый браток, не жалей овечьей шкуры, паскуда. Охраняет стадо Чёрный Пастух: овцы целы, волки сыты, суки святы. Огонёк у сигаретки потух — только мы с тобой ни в чём не виноваты. Только мы с тобой, и нету вины. Небо в Солнцеве, что солнце Сицилии, и карманы ванилином полны, и кумарит крысолова Василия от отравы — ядовитость в крови у таких, как он, свободных крысоловов. Погоди на помощь звать, не зови — пастухи наверно спят на соломе. Пастухи наверняка переждут — конопляный урожай на исходе: воздух крутится вертушкой, аж жуть, а от запахов марьяновых икота. И по тракту Гибралтар-Кострома, по дороге Верхнеудинск-Марокко робин-гудова щедрая тьма: арлекины, урла, скоморохи. * * * Не спи, Парис, тебя не жалко. Троянский конь, спеши домой, на твоих пастбищах фиалки и зверобой. Елена дрыхнет в катафалке, пылает Гектор крутизной: "I am а cowboy! I am so lucky! " And so, so… * * * Кто выйдет замуж по расчёту за звездочёта, кому астральная прописка милее паспортной? Пересечение границы? Ну, что ты, что ты? Здесь нелегальные мигранты составят паству. Здесь поднебесные маршруты точны, как прежде, а компас врёт только тогда, когда приходят ученики с других планет, почти всегда невежды, придут, усядутся и спорят-спорят о погоде не по-английски даже, их язык — умертвие, таким хоть слизывай кометные дорожки. Но не даёт в обиду звездочёт кометы, так наркоман небесный уползает в дрожи. И не жена уже — звезда звенит в зените, толковый свет: всё видно, даже сердце не золотое, скажут люди. Извините, ответит умный звездочёт, расставит сети: ловись-ловись, звезда большая и поменьше, не запускать же хвост кометный в такую прорубь. Пакуют люди ледяные свои вещи, и нелегалов в небе ледяная прорва. * * * Зверь человек, чудак зверёныш, — свернулся эллипсом и спит себе, сопит под лапой тёплой. Что интересно: нет на лапах линий жизни, судьба — тревога, гадай — не надо, душа — потёмки. Счастливчик, в общем-то, — часы свои воронишь? Теряешь время, лиходействуешь в ночи с устатку, играешь в преф и покер — масть и мизер. Играй-играй, и жуй потом облатку. 12 января 2005 г. СВЯЩЕННОЕ ЧУДИЩЕ СИКХОВ повествование в стихах и диалогах В белой тишине тундры, тенистой, зеркально шевелящейся от сияния, охватывает блажь, являются видения… В.Астафьев. "Царь-рыба" I. Она — Расскажи о чудовищах городских. Я, понятное дело, отсюда о них забыла, здесь сугробы по пояс, и какой-то заезжий сикх рассуждает о свойствах волшебных пенджабской пыли, — псих, наверное, этот заезжий сикх. Говорила ему: "Откуда в Пенджабе пыль? Неужели земной орех от ваших молитв крошится?" Он молчал, пыльный чужак, и всё нашу воду пил-пил-пил ледяную крещенскую. Но так и не смог никогда напиться, — зря, конечно же, он нашу воду пил. А потом и метель унесла золотой тюрбан и сорвала одежды белые, соревнуясь в оттенках цвета, и болтали бабки: "У тёмных людей настолько ясна судьба. Почему?" — вопрошали они. Да кто ж им расскажет зимою про это? Кто ответит, насколько ясна судьба? О Пенджабе сейчас ты в основном молчишь, по молитве твоей белки грызут лещину, ты теперь — не какой-нибудь чужеродный хлыщ, а настоящий с ломом чугунным мужчина, — бьёшь им об лёд и в основном молчишь. Мне ли не слушать в нашей (забудь!) глуши бредни о пыли волшебной, о братстве и о тюрбанах? Трудно дышать на морозе ртом? А ты тёмным сердцем дыши. Вспомни, как по ночам стучали твои с человеческий рост барабаны — а то больно тихо в нашей забудь-глуши. Расскажи о чудовищах горных и городских, расскажи, как спускались вы в забытый могильный город. Ты вдруг стал утверждать, будто ты в этой жизни — дурак и скиф, в прошлой жизни — я помню — ты был умён и опасно для жизни молод — даже среди чудовищ горных и городских. II. Он Говорил мне псих, записной темноглазый сикх: — Да у них клыки, да у них мальки мал-мала больше, больше пыли пенджабской, — как звёзды, не сосчитаешь их, — я не видел таких ни в Андижане, ни в Навои, ни в Оше. Врал, скорее всего, мой темноглазый сикх. — А когда я ушёл за горы, на перевалах льды сонного цвета были, и солнце от высоты темнело, мне наказало чудовище ждать терпеливо Великой Беды и обещало выкрасить в чёрный одежды белые, — что, мне казалось, хуже Великой Беды. В городе жарком, как ваша печь зимой, мне не пришлось голодать или обманывать нищих, я не искал истины, которая, в сущности, — смерть и покой, я не думал о вечности пепелище, — там нас и так приветят смерть и покой. Стал я известный Учитель, наставник голодных душ, жаждущих света и брата с ясной, как Бог вечноокий, судьбою, мне приносили золото колотое, свежий с дымком барагуш, но — я мечтал о Женщине и представлял нас обоих вместе и вместо золота или голодных душ. Я бы рассказывал ей о чудовищах местных, о колдунах, о свойствах волшебных пенджабской пыли, нам бы кричали вслед: "Чёрный жених и белого лика невеста", мы бы от криков таких по горной реке уплыли, лишь потому, что я совсем не Жених, а ты не совсем Невеста. Но когда пришёл я в твою страну, (убегая, в сущности, от тебя), мне сказали бабки: "Нашёл одну — потеряешь двух. Такова судьба. Потеряешь прошлое и себя". III. Они — Видели психа? Нашу девицу увёл. — Ну, почему же увёл? Сама же за ним увязалась! По ихним молитвам в наших лесах совёл ухает громче турбин самолётных, провозглашает самость птичью свою, белый лесной совёл. — Слышали, может: в наших глухих краях бес появился с серебряными клыками? Дети его — каждый ростом с маяк — наших кормилиц с рук молоко лакают. — Нет. Это чудище с огненными клыками. — Леший — не лишний в наших заблудь-лесах, пусть и талдычит он о какой-то "прижабской пыли", дети его громадные — уроды в сомьих колючих усах, главное, чтоб по утрам не плакали и нежно кормилиц любили, — худо без нежности в наших заблудь-лесах. — Не отворяй ворот, не отворяй окна, девица в длинных косах, парень — мозги в кудряшки, двое уже отчалили: без имени Он и Она. Не подставляйте уши рассказам чудовищ страшных, — то и гляди — не выглянешь из собственного окна. — Не ходи же ты к озеру за водой, даже ветер Шаманка не пустит играть с ледяной водою, там сугробы по пояс, и одна ерунда другой ерундой погоняет, сидя на ерунде в руках с ерундою. А Шаманка — не дура, не станет играть с водою. — Говорят, Шаманка любила южный борей… — Говорят, любила до аж-не-могу клыкастого южного беса. — Ворожила Шаманка-дурманка, дарила ему по зиме снегирей. — И свиданья ему по весне назначала здесь, у нашего гиблого леса. — Этого южного беса нету темнее балбеса! IV. Оно — Здравствуй, лесная колдунья, царица снегов! Ты ли меня не звала на — ваш белолицый — Север? Люди бы ваши стоптали по нескольку пар сапог, убили бы сотню врагов, отдали бы в рабство детей, расстреляли семьи, — лишь бы не встретить тебя, царица снегов! Сводишь с ума, зазываешь охотника в глушь непроходимую, поишь озёрной брагой, кормишь древесной манною. Сколько под снегом мёрзлым глупых мужичьих душ не упокоились, поверив тебе, твоему серебро-обману? Мало тебе мёрзлых мужичьих душ? Только и я не противлюсь этой твоей игре, даже, как видишь, с калымом пришёл, не с пустыми руками: Он и Она отправились прочь по метельной заре, я отобрал имена у них, чтоб безымянность лакали. Бери имена, они пригодятся в игре: можно их в лёд заточить, спрятать в орех земной и никому не показывать — ни Мужику Небесному, ни Подземельной Белке. Я покажу тебе тыщи приёмов сумо, дабы справляться с нашими страшными детками, — аж содрогнётся сердцем орех земной. Но… Если вдруг однажды Он и Она снова придут сюда, с щепоткой пенджабской пыли, знай, что растопят пылью волшебной свои имена, знай: они станут теми, кем раньше были, — если однажды придут сюда Он и Она. Ну, а теперь, шар-Шаманка, скули своё! Шествие чудищ проносится с Севера к Югу! Бей на снегу заговоры кривым копьём, уничтожай согревающий землю уголь! Скулы свело — улыбайся — скули своё! Крещение 2006 г. СОПРОМАТ. По-русски: ПРЕОДОЛЕНИЕ Epistola ...Поэтому пишу, строчу, дышу не потому что хочу, хочу не потому что ношу эту голову, эту мою с весом олова пепельную башку — хвать через рот лишку, — хвать через глаз таёжный ворс — на моём веку хватит пространства мозга: здесь ку-ку, там ку-ку, а остальное вмёрзнет в землю... Мерси боку. Едем с тобой в Баку, и в магнитоле Озззи Озззборн — мозги в муку; с гор горемычных — сели. Это ль на нас глазели боги с седых вершин? Нет. Это барсы выли, а Бог — он всегда один. Ведомый и не очень, с истиной или без, точно — с войной, а впрочем — с тайной наперевес. Поэтому, наверное, ты при первой встрече говоришь, что однолюб, вырезывая на лоскуте экрана право первой ночи; поэтому, говоришь, невесел, поэтому тебе нет равных в этой твоей печали кислой, весною щавель тоже не сладок, милый мой, между нарядов складок не угадать ума. Полон сортир дерьма — слипшегося весьма. И от письма до письма — вечность, мгновений тьма, время, секунда стоп! не прекратив галоп, трудно сойти на рысь, рявкни-перекрестись старым двойным перстом. Ладно, я — не про то. Ладно, ты — не о том. Никто не вякнет, что суп-то, он был с котом, когда в нём кипит говядина, и кость от удара — с вмятиной, и текст по моде — скриптом, и книги на рынке оптом, и берег — справа по борту — инкогнитная земля, "Выкидывай ногу, бля!" — рвёт капитан аорту и — прыгает с корабля. У меня здесь родинка и здесь. У меня тут родина и там, и каждая — за которую не жалко выпить сто грамм, сто пятьдесят, двести грамм, — по шкале барнаульского горемыки, по шкале азиатского барыги, по шкале московского забулдыги, по шкале севастопольского моряка. Не ищи среди волн дурака. Не свищи по ветру. Вот: Святая Тереза, вот: её рука, которая лечит лепру, которая — на века. Вон: колокольный звон, вон-вон-вон уходит с наших земель ненашенский царь Гвидон — в бочке с больным сыночком, в бочке с больной женой. Кружево да сорочка. Колос да перегной. Почему ушёл царь? Потому что устал. Потому что не наш, потому что любит хаш, потому что пел наядам и играл под вечер в нарды. Потому что он красив, а красивым место среди волн морских — курсив, пенная невеста... Гераклит-Гераклит Гераклитович, что печалишься, будто сахарный, будто сахарный да не лакомый, будто лакомый да не ласковый, будто ласковый да не майский свет, Гераклитович Свет Печальевый? Говорил Гераклит Свет Печаловый: "Сто слезинок я проронил в тоске, во тоске своей гераклитовой. А слезинкам тем — веки вечные, муки мУчные, соли сольные". Так ступай давай, Свет Печаловый, на причал давай, отвечай давай — за историю. Но молчал Гераклит обездоленно, испугавшись Начал сверхсущественных, потому как они пели весело, танцевали они, куралесили и сушили печаль человечию модным феном таким с наконечниками. Написалась история — сама по себе: были войны, засуха, бунт. На твоей судьбе, на моей судьбе тоже стынет истории грунт. И когда зима снегом вертит высь, мне всё кажется, будто нет Земли, будто это барс или рыжая рысь оставляют следы — ледяные нули. ЗОЛОТЫЕ ПСЫ Лают, лают русские рыжие псы: горизонт никогда не насытит собачьего их аппетита. В Барнауле — вечность ноль-ноль, и слишком точны часы где-то в бюргерской Йене (Тюрингия — детство — мы квиты). Афродита моя, ты зачем приласкала псов-псов? Афродита моя, лучше к своим иди ты! Там, куда ты придёшь, не закроют небо на золотой засов, там тебя зацелуют эллинские бандиты. Горе тому, кто спит, как ты, не закрывая глаз — карих, зелёных, серых, бесцветных, синих. Афродита моя, ступай, но у нас в России это не просьба, милая, это приказ. Афродита-Афродита сеет слёзы через сито, сито огроменное, сито не разменное! Не дразни ты её, детка, помнишь Божию коровку: улетит она на небко, по добру да по здоровку. Афродита дразнит псов, матушка, посмотри: её лицо в шерсти всё. Погляди: её рука чёрная, а и пальцев-то на ней шестью семь. А и ноги Афродиты и впрямь до ушей, а и крылья Афродиты — пугать малышей. Ай, гони её взашей, больно уж ужасна, а не то её Кащей отымеет страстно. И родит она клеща, и родит собаку... Афродиточка, прощай! Как он горько плакал... Он — их хозяин. Он — их собачий бог. А они ходили за ним, пасти свои до земли раззявя. А они согревали ему преледяной порог. А они говорили с ним на своём языке животном. Он был зол и силён, и спирту любит поддать. В Барнауле вечером скука, поверь, до зевоты, и от спирта ни пользы нет, ни вреда. А они говорили с ним с большущей такой охотой, все как есть — и суки рыжие, и кобели; все тянули одну, как шлейка, сибирскую ноту — У-у-у-у-у-у... — и топтал их слепой хозяин маки да ковыли. Горизонт. Горазд. Горе. Гораций. Горец. (Подыскать слова — так ли уж трудно?) Гол! Как сокол? — ты закончишь. Хозяин их был подкован: он играл в футбол и говорил: "Прикол". Но вкатило солнце однажды свои колёса, да такие тяжёлые, как твой семейный склеп-склеп! И глаза его сделались, как небеса, холодны и белёсы, и созвучно собаки лаяли: "Бог — а ослеп-ослеп!" "Без глаз — не без ног", — как-то сказал мне путник. Он был зол и силён, а глазами вертел, как бог. С ним целовались мы целые сутки, как будто не целоваться кто-то из нас не мог. Каждый из нас в тюр-Тюрингии и в бар-Барнауле ел конфитюр из смородины, каркал по мере сил. Он мне сказал: "Афродита, прощай!", — и его горным ветром сдуло. Где тебя, путник, ветер равнинный носил? Снова столица — лица — Царицыно — Новая улица — улей — ленивый сосед поддаёт от рабочей тоски. Рыжие псы на солнце столичном жмутся друг к другу и жмурятся-жмурятся, будто слепые, не видят как будто ни зги, ни горизонта, ни понта носить с собой сотовый, ни побродяжки с тухлым куском колбасы. Лают-лают наши рыжие псы и охраняют солнца чужого золото. ЕВРАШКА Кто ты? Какое твоё настоящее имя? У рыцарей, по крайней мере, есть сердце и латы. Мы были когда-то такими большими, что небо завидовало, дивились немые атланты. Героев тогда выдавали для каждого дома, и всякому сердцу внимала грудастая дама; огонь разжигали без дыма и без гондона. Резина-резина — есть Зина с корзиной болезней, но нетути драмы! На горе орал петух — наглое создание: — Чую жопой русский дух, смоченный сметаною. Где ты? Наверное, месишь босою стопою бурьян, серо-буро-малинный суглинок. Ни Гоголя здесь, ни дорог, и ушли дураки за горы, за горние долы, сойдя с высоты пелеринок: лебёдка-колодка да перья на сгибе руки. Латай остановки, дурак повестной, герой расписной и былинный, тебе тут Белинский в котомке, читай — не хочу — критикан. На острове Крите киты маслобоят маслины, а ты, дурачок, как всегда, попадаешь в кабаний капкан; ласкаешь легенды чужие, свои выливая чернила на листья — осеннею скукою сложены в стог. И нашей весной из заморского чёрного ила встаёт на колени, по-ихнему, единорог. Замечтал единорог стать единоросом: покупает девкам "Vogue", заплетает косы… Как ты? Какими судьбами здесь пьёшь самогон, красноносая свёкла ты? Нам ли гутарить с тобой о небесных каких миндалях? При слове "сестрица" сердце, по-нашему, ёкает, и лебеди-гуси дают на крылах кругаля. При мысли о брате кулак раздаётся в размерах: давай защищай его, милого, — кудри в осоке. Подумаешь: врезал разочек и стал на чуток подсудимее, зато богатырь, и не стыдно за это нисколько. Зато образа здесь лучатся в чугунных окладах, и Бог со сметаной в усах и травой в бороде, а после крестин ничего кроме водки не надо, и веры сильнее не сыщешь ты больше нигде. Окрестили мужика щипаной тетерей: не поднимется рука на такого зверя. На свете, на свете на этом есть ты. Или нету. Чего тут гадать по гусиной лопатке? Зачем напрягаться умом городошным поэтам? Им и без умища живётся, беднягам, несладко. Маши головой, разводи кулаком безобразие, простит тебя Бог, простишь Его ты, ясноглазый дурашка; устанешь шагать по Европе, Сибири, по Азии; устанешь — и ляжешь на землю, великий Еврашка. Ярцево — Москва, август 2005 г. ЯНА ЮЗВАК
Угонзай стихотворения из книги Стихотворения Зверь-человек — священное чудише сикхов — сопромат стихи По эту сторону сна стихи Поэма героев Балда стихи вера-надежда-любовь станция: новости у ворот зари на середине мира новое столетие город золотой |