ЕЛЕНА СУНЦОВАРодилась в 1976 году. Жила в Нижнем Тагиле и Петербурге, ныне— в Екатеринбурге. Книга стихов «Давай поженимся» (2006). РАВНОДЕНСТВИЕ, РАВНОДЕНСТВИЕ, РАВНОДЕНСТВИЕ... осень-зима 2007 г. Из «Новых английских песен» Уже бледнеют облака, и пекарь встать спешит, хлебов румяные бока в угольях сторожить. Дым из одной трубы, другой, и время уходить, следы зашаркивать ногой, ладонь в снегу студить. Ты остаёшься, весела, а ты, весёлый муж, за эту ночь спалил дотла твердейшую из душ. И путь теперь тебе один: за мёдом, за вином, и хмель полощется в груди, колодце ледяном. В сиянье Рождества войдёшь, смотря в её лицо, свечу за здравие зажжёшь — и выронишь кольцо. *** Пусто-пусто в чашечке. Кот клубком на тряпочке. Мы зимуем тихо, не тревожим лихо. Навестили крестницу, постоим на лестнице. Тянемся, дотянемся, прянем, растеряемся. Я пойду, счастливая, поступь торопливая. Лёд дорожки— бух, бух, снег на ветке— пух, пух. Ты в трамвае красном, и тебе всё ясно — буйная головушка, дальняя сторонушка. *** после смерти жены от рака груди он жил в квартире один. трёхкомнатная квартира возникла так: их с женой двухкомнатная плюс дом тестя и тёщи, с доплатой. дом был с печью, с двором и с хлевом, веранда, чердак, грядки, кусты, теплицы. десять лет назад, после смерти деда, дом не то чтобы опустел, но стало понятно: кончился. тогда состоялась сделка. бабушку перевезли в трёхкомнатную квартиру, доплату она отдала на машину внуку, свою долю квартиры перед смертью завещала внучке. потом у его жены нашли рак груди, её оперировали два раза, не помогло, за год она умерла. всю жизнь проработала в школе учительницей математики. дети её боялись. своих детей у них не было — помню, когда заезжали с родителями к ним в гости, я мучилась скукой и пустотой их двухкомнатной квартиры, на книжной полке стояли две книги Крапивина, я не могла, как ни старалась, понять, зачем и откуда они здесь. наверное, подарили на день учителя. её муж, переживший в новой квартире всех, держал дверь открытой. раз в месяц ему приносили пенсию. мама рассказывает: помнишь котов? у них было двое, кот и кошка. когда тётя Нина была в больнице, коты всё равно приходили, просили еды. когда она умерла, они всё ещё приходили, хотя дядя Вова пенсию пропивал, их не кормил совсем. недавно коты ушли и больше не возвращались. больше всего дядя Вова любил рыбалку. *** в городе Кушва зима, твёрдых пластиковых мышат — одинаковых, рыженьких, с грушей в лапках — нумерует белёсая девочка-продавщица, пишет графитным чертёжным карандашом снизу, на основании: восемнадцать, восемнадцать, и восемнадцать, и восемнадцать. пронумеровав штук сто, принимается ставить их на стеклянную этажерку: одного за другим, удерживая за ушки, ряд за рядом, следя, чтоб смотрели в одну сторону. и вот куб стеклянный похож становится на пенёк, увитый песочно-рыженькими опятами, тем не менее, это мышата, а не опята; городок, занесённый снегом по подоконник — проросшее льдом окно оплыло в сугроб, — а не март, где сосновые щепки медовые вдоль дороги, равноденствие— воздух, ликующий над головами нашими. как продавщица мышат, старательно и упрямо каждому дню проставляю одну лишь цену: равноденствие, равноденствие, равноденствие, равноденствие. *** Совсем неотличима от крыла, внизу запруда встала, толща снега её— столбом— укутала до дна: дном, глядя с неба, кажется поверхность её. Снег, самолёт пока летят в непротивоположных направленьях, вода, смыкаясь с воздухом, твердеет и обрастает инеем пером: вдохнула вместо воздуха лишь пух. *** о, не то слово — не то, не то — слово подлёдной бьётся рыбой. дышу на лёд: боже, растай, пожалуйста, я не трону жизни твоей твари, не съем её. — чем она будет дышать? — отвечает небо, — в рыбе икра, молоки, как нити, кости, рыба купается в чреве теченья полно, устрицей спит в каменеющем океане. — я её подержу и верну обратно, есть ли у рыбы язык? как её ты создал? безъязыка, она только себя питает, дышит везде, где хочет, твоею волей. вижу: в холодной тверди темнеет лунка. ясни, пожалуйста, ясни на небе звёзды. *** видишь слово, оканчивающееся на е? сердце, кашне, налегке, канапе, буриме, брекеке— птицы в руке, в реке. (утром открыла форточку — отчётливым голосом Беллы Ахатовны Ахмадулиной:— славься, славься! оцепенела, вылезла посмотреть — никого, только люди шумят да отцветшие ветви глаза отводят). молчание? любование? упоение? питие? пение? зрение? удивление? неостановимые чтение и течение? некрупные, пёрые, серенькие, пегие. *** Мамина эсмэска: «На улице сильный ветер». Сильный ветер раскачивал между двумя домами, как в гамаке, бумагу или пакетик, от четвёртого этажа до девятого этажа, приземистая старушка стояла у выцветшего куста, вино полыхало, как щёки, в сужающемся бокале. Не ненавидь— ему это не поможет, левым плечом пожми, отгоняя беса, вспомни, как охраняют, как окружают горы тропу, на которой выходит за корнем корень из твёрдой сухой земли, и тропа выводит. Озеро распахнулось, бьются в лицо стрекозы, божьи коровки вишенками, брусникой падают с неба, которое тоже спасают горы. Видно с балкона четвёртого этажа, как наклоняются вправо деревья рощи, в доме напротив— стемнело— обнявшись, докуривает пара, я возвращаюсь— действительно, сильный ветер — в комнату, полную света, дыханья книг, быстро сажусь, пишу: «Да, спасибо, мама». *** Когда-нибудь договорим — наговоримся до прощенья, до угасающего— Рим четвёртый— всё же, возвращенья. Мне больно, но не виновата, не знаю, что ещё сказать, кого ещё подушкой мятой, забывшись, поутру прижать к охладевающему— ровно стучит постылое «прости» — сердечку — яблочку,— подробно, сквозь пальцы, вслух произнести. *** возьмёт дыхание спасёт моё дыхание спасёт не утоли, не уходи не утоли, не уходи я выйду утром на балкон в начале тающей зимы белею я — тепло-тепло зимы и снизу круглым малышом барахтается на снегу смотрю, дышу дышу *** Быстро-быстро течёт вода в Ангаре, я смотрела на зеленоватую Ангару, но мне снится вода очень яркая — купорос, — море, море, и волны. Во сне я знаю, что вижу сон, сон во сне: синий ладан, прохладный свет в глубине, это твой сон, его для чего-то показывают мне. Только что её заставляет так быстро течь, так бежать, торопиться спрятаться, иль она— безусловно, душа — не знает, что всем видна, что изменчивость тела лишь подтверждение быстроте, быстроте молчаливого страха, податливости его, да, прозрачна душа, но видима тень её. Своенравница: в ней отражению не успеть поглядеться в себя, если только она не лёд, и когда она лёд, те, кто в небе, слетаются посмотреть, и тогда она с ними— в охапку, мёртвая — говорит. Лёд сгорает в огне разговора и собеседник. Я бегу, я бегу, я бегу, я бегу, молчу. *** Во всех моих сгораниях, во мне живёт и дышит, воздухом летает желание, вкушённое вовне, оно не утихает, но оттает. Попробуем безбольно воплотить угаснувшее это мановенье, и отвернуться, снова возвратить тугое тленье, которым продолжаюсь и живу и вижу превращение воочью— лови меня, скажу, приобниму и истлеваю, обращённа в клочья. ЕЛЕНА СУНЦОВА
на Середине мира Равноденствие, равноденствие... ГДЕ АМЕРИКА Голоса на воде бегущие волны на середине мира город золотой новое столетие СПб Москва корни и ветви |