на середине мира алфавит станция ОЛЬГА ЗЛОТНИКОВА
Ольга Злотникова. Поэт, художник. Родилась в 1987 году в Минске. Училась на историка, философа, библиотекаря, ландшафтного дизайнера, работала курьером, копирайтером. Автор книги стихотворений «Паства» (2016). Живу попеременно в дер. Радогоща Новогрудского р-на, РБ, и в Минске, воспитываю двоих сыновей.
Знаковые воспоминания детства каким-то непостижимым образом предопределяют основное тематическое поле творчества, вектор его внутреннего движения. Вся последующая жизнь с ее потерями и обретениями в каком-то смысле только дополняет то, что дано изначально, создает объем и перспективу. …Мне вот-вот исполнится два, мы с бабушкой в Крыму, я раскачиваюсь на огромных качелях, задрав голову к небу, и учусь считать до ста. Это ощущение замирания сердца, когда качели с большой высоты летят вниз, одно из любимых до сих пор. И второе, оттуда же: мы с бабушкой идем вдоль берега моря, бабушка рассказывает мне сказку про Улиткин Град (она сочиняла для меня удивительные сказки), а вдалеке, в море, на волнах раскачиваются два маленьких парусных кораблика.
ИЗ РAДОГОЩЕНСКОГО ДНЕВНИКА
смотри: 1. смотри: в цветке новорождённом /шиповника в июне/ течет неизречённая река, бутоны свернуты в себя, все вещи мира вывернуты внутрь. ты ухо приложи к тугому животу-бутону жены беременной своей: одна молитва тихая звучит — три сердца вторят. 2. смотри: бутон вот-вот взорвется и хлынут воды, и станет тихая и полая она, а ты из буковок составишь имена, и близнецы адам и ева, спелёнуты в отца и мать, сплетутся реками своими. 3. смотри: шиповник под окном зацвел, и боль прошла, как родовая мука, и можно речь, как реку перейти. * * * я мылась в дедовском саду, ковшом зачерпывая воду, колодезную, на солнце разогретую, из цинкового старого ведра, но солнце пряталось, и тело тонкое покорно отзывалась едва заметной дрожью, ознобом мелким и гусиной кожей на матовой поверхности молочных бедер, живота, груди, испугом маленьких сосков. а яблоня роняла лепестки, или легчайших бабочек прозрачных, или сидели ангелы на ней и мне на плечи опускали крылья, нет, крохотные крылышки, молочно белые, чтобы меня ласкать? и не было ни сна, ни мысли, ни времени, ни боли — ничего, так незаметно проступала реальность, суть, я впитывала кожей все то, что ни присвоить, ни назвать — почувствовать, как дуновенье, и отпустить — пускай течет вода. о, слишком дивный сон о юности! моей, чужой? забыть, забыть, запомнить… * * * отмоли меня, отними у смерти, она мне не мать, а чужая тетка, держит меня в черном теле, по имени не зовет. а я танцевать хочу, видишь, ветер в саду танцует, яблоней на сносях у дороги стоять, из ручья молоко пить дворнягой Господней. а я любить хочу, как мать младенца любит, мир на руках качать, ой-люли-люли, спи, болезный мой, утро вечера мудренее, каждую ресницу знать, каждую родинку целовать, раны слюнкой мазать, что-то такое на ухо шептать, о чем только он да я, и в шелесте сада осеннего услышать однажды: Ольга, и броситься яблоне на грудь: Господи, Ты! * * *
Ольге Маркитантовой
1. горит гвоздика, бархатцы горят, в мгновенье ока долетает взгляд от свечки поминальной до цветка, твоя рука коснется лепестка, из немоты в раскрытую ладонь переметнется радостный огонь, и ты узнаешь тысячу вещей, и в каждой будет камень и ручей, и в каждой будет ключик и чердак, и ты сюда приходишь просто так. 2. ты обожжешься, но огонь певуч, и, как смычок, играет желтый луч, и липа по соседству так поет, как будто всё свершилось наперед, и жизнь, и смерть, и нет ничьей вины, и птицы в человека влюблены, как девушки, одна тоска горит во всех вещах, и липа говорит: — не тронь меня, не заводи пилу, — оставь меня, — ей вторит дальний луг, 3. цветок горит: — не рви, не рви, не рви, в моей веселой травяной крови есть утешенье скорби вековой в одном лишь вскрике-всполохе: живой! и вся природа молит: — отпусти расти и быть, родить, дышать, цвести, и бабочки летят, как огоньки. здесь так тепло, не отнимай руки: горит гвоздика, бархатцы горят, и ангелы с цветами говорят, и мертвые твои, как маяки, живые, светоносные стоят. * * * 1. июль явился бабочкой в окно, скорее цветом, чем прикосновеньем, скорее тишиной, чем… перед грозой такая тишина! а мы смогли бы бабочкой в просвет из своего присутствия молчать: намёком, взмахом, жизнью смерть поправ, смотреть из глубины цветов и трав? лучась, как детство, явленное нам, чтоб стать надеждой, хижиной дощатой в запутанных темнеющих ветвях (как хорошо сбегать туда в июле!) не забирай меня отсюда, смерть! 2. — а если я умру, — спросило детство, — зачем тогда кузнечики в траве? — а если я умру, — спросила юность, — зачем тогда жасмин перед грозой? — а если я умру, — спросила зрелость, — зачем тогда налитые плоды? — а если я умру, — спросила старость, — зачем тогда вязание и сон? — а если я жива, — спросила смерть, — зачем тогда меня вы так боитесь? и человек, смущенный, замолчал, потом чему-то долго улыбался в густые седоватые усы. а рядом с ним, как мать, сидела смерть и гладила младенческие кудри, и называла именем домашним. * * * как розов пруд, как мята тяжела, растертая в руке, и как прекрасна, как эта жизнь, которая прошла, оставив отблеск розовый, погасла, оставив на ладонях аромат, свой травяной и пряный отголосок, и нет ее, но всё давно сбылось, как утраченное сбудется стократ, и пруд молчит, но в этой тишине смерть явлена, как в коконе тишайшем, так не молчи, младенец, продолжай же рассказывать природе обо мне, пребудет сад, родит свои плоды, пребудет день, родит закат неброский, и на пруду, у розовой воды, в чужих ладонях — наши отголоски воскреснут этим запахом родным сто тысяч лет, сто тысяч жизней после, а главное, тишайшее, сбылось ли? и над водой тончайший белый дым… не умиранья страх, но высоты — из глубины, со дна земного ада. а в тишине уже другого сада смеются большеглазые цветы, и вглубь и вверх, насколько хватит взгляда — пруды, сады… |