на середине мира
алфавит
станция





ВЛАДИМИР ЭРЛЬ
1947 — 2020

СОВСЕМ ДРУГОЕ



Выбор Геннадия Каневского



* * *
Экая туча зловредная злонравная черноцветная черноземная
на небо выпорхнула
эка как она летает меж высоких облаков
на небо выпорхнула губами присвистнула
туча зловредная яма зловонная
пальцами прищелкнула каблуками
притопнула
туча високосная с добавлениями туча ядовитая беременная
туча язвенная туберкулезная
на небо выпорхнула
словно птица юная
словно птица юная молодой орел

май 1970




* * *
Где были сумраки горбаты,
на невесомых сосен ветках
смеялись птицы, словно даты,
благие будни исковеркав.
Там, где зеленый шар расцвел,
струились ивы, словно тени,
и быстрокрылые олени
скакали вспять со всех сторон.

июль 1965
Соавтор Дм. М




* * *
Первые пули дули
смело в ухо дохнули
с улыбкой румяной на влажном лице
верные други туги
на разного рода услуги
как дети укрылись в курином яйце
цепи упали на пол
пот словно яблок капал
и мир словно бык под ножом мясника
вырвал язык бывалый
когда-то праздный и лукавый
лениво бегущий по дюнам песка
радуйся синий петел
мир наш как будто светел
голубкой заснул на усталом бойце
будьте как мы упруги
на разного рода услуги
с улыбкой румяной на влажном лице.

декабрь 1969
Соавтор Александр Миронов





ИЗ ЦИКЛА
«ПЯТЬ СТИХОТВОРЕНИЙ,
НАПИСАННЫХ ПО ПРОСЬБЕ ЧИТАТЕЛЕЙ»


1
ЧТО МЫ СЕЙЧАС СДЕЛАЕМ

сейчас
мы ударим кактусом по щеке
ближайшего соседа
сделаем надрез на коже его живота
и вставим туда чайник
сами же
сядем вокруг самовара и будем пить сладкий кофей
когда напьемся
пойдем на луг
и там
поймав кобылу
нальем под хвост ей земляничного варенья
пусть будет ей приятно
прогулка наша
будет длиться
на свежем воздухе
а
чайник в животе
уже поспел наверно
теперь гостям предложим чаю
и сняв с петель ворота
ударим их по голове
да так
чтобы носы не сплющить
потом пойдем в театр смотреть на мавра
а может в зоопарк
там тоже хорошо
там открывается простора много
для новых наших действий



2
ОТНОШЕНИЕ К СОВРЕМЕННИКУ

если
нечаянно столкнуть со стола стакан
вместе с прилипшей к нему дохлой мухой
то наверное нельзя рассчитать траекторию его падения
если
плюнуть в сторону вытянутых ушей современника
то можно ожидать происхождения
какого да нибудь эффекта
если не осязательного
то хотя бы слухового или зрительного
если муха
упавшая вместе со стаканом
погибнет
то есть если она была еще жива в момент нечаянного столкновения стакана
тогда можно ожидать одно
а если нет
то
совсем другое

Февраль 1967





* * *
Навстречу мне, — хороший, дружелюбный —
из подворотни смотрит человек.

Декабрь 1968



* * *
Снова возложен на плечи
камень кричащий травой
легче казался листвы тоньше течи
словесной была эта тяжесть
но — поднимается снова рука
кверху стремится десница
словесная вязь плетет рекой
свои кружева
день
ночь за ночью листаю пейзажей книгу
еле заметно — луна
медленный серп
грохоча и беснуясь
проплывает над крышей
дома ночного
дым
только дым и туман
над росистым полем витают...
Встают по утрам
поднимаются вверх
цветов лепестки
отряхают
прозрачных кристалликов массу
и только
камень лежит — неподвижен громоздок!

Октябрь 1967




* * *
Не знаю, на самом ли деле,
иль только привидится мне, —
но в день золотого апреля
увижу я тень на стене:
на стол упадет, шевельнется,
качнется, к дверям подбежит,
из рамы стеклом отзовется
и хрусталем зазвенит...
И встану я, выйду навстречу,
руками упрусь в пустоту...
Обрыв. И медлительно плечи
вослед за ногами падут.


Январь 1969




* * *
О!
О, чешуя на руках!
ребра мои окружает вода
плещет плавник за спиной
воздух сгущается.
О!
О, тени в подводных садах —
иногда
вырастают стеной
позади.

Июль 1978





ТРЕХЧАСТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

1
Теплился ль на углях истлевший бык
иль воспылал поэт мечтаньем безудержным —
не довелось фельдфебелю узнать.


2
Теплился ль на углях истлевший бык
поэт ли сжег кого презреньем благородным —
не удалось фельдфебелю узнать.


3
Теплился ль на углях истлевший бык
или душой пылал поэт опальный —
не суждено фельдфебелю узнать.

Апрель 1974





ПАМЯТЬ
Читая Л. А.

На звезды ночью — каждая блестит
смотри вчера, сегодня
— какая бабочка летит
какие узкие ладони —
смотри и снова и забудь
глухие листьев разговоры
в их шелесте пустынный путь
на отзыв требует опоры
когда листание небес
и облаков ночное пламя
опустят музыки на лес
неповторимое молчанье
ты собирать словес плоды
вновь примешься — я понимаю —
забыв прекрасные сады
по имени «нет ничего не знаю»
и опуская каждый миг
глазниц своих двойную завязь
пустых луной ночей светильник
ты зажигаешь...

Октябрь 1973




* * *
Прелестная дева смотрела в окно,
как будто со мною хотела одно, —
а я —
совсем другое...


весна 1992



***
Я благодарна поэту Геннадию Каневскому, который составил такой емкий и харАктерный подбор стихотворений Владимира Эрля. Наследие Эрля большое, и там есть из чего выбирать. Сетевая реальность не располагает к тщательному труду над текстами, они ускользают. Но Каневскому удалось поймать основную поэтическую ноту Эрля: нежности и особенного, щадящего (но острого) сарказма.

Владимир Эрль — первый хеленукт, поборник Малой Садовой. Хеленукты были литературным народом, который собирался на Малой Садовой. Их еще называли «поэты Малой Садовой», в отличие от «поэтов Сайгона»

Я не так много знаю лингвистов и прочих работников с текстом. Я уважаю этот труд, это загадка — жизнь языка. Потому и обожаю труды Бориса Ярхо.

В Эрле тоже был гений текста. Я видела его всего два раза, слышала о нем самые разные отзывы от ленинградцев, но то, что он делал с текстами других людей — это было чудо. Его «С кем вы, мастера той культуры?» должна была бы стать настольной для молодых поэтов, потому что это огромная часть жизни, а не книга, и там дышит нутро поэзии. Мне посчастливилось о ней написать и я рада, что Саша Петрушкин мой текст опубликовал.

Личное. В 2002, когда увидела Эрля впервые (а до того он жил в моих представлениях как некий неведомый хеленукт, в отличие от Александра Миронова, с которым был дружен). Красивый, рыжий, зеленоглазый, урчащий. Очень интересная речь у него была, и голос именно к такой речи. Тигр. Музыкальные наши вкусы почти совпали, да и поэтические на тот момент: Введенский.

Очень любил пить кофе, умел его готовить. Сидеть с ним за столом можно было бесконечно, но я этого не умею. Мы переписывались, он высоко оценил мой (амбициозный, длинный) текст о поэзии Александра Миронова (тогда АМ был еще жив) и удивительно заботился, чтобы этот текст и самого поэта узнали как можно больше людей. Его прохладный отзыв о сайте На Середине Мира в интервью Дарье Суховей связан возможно с тем, что у него просто не хватало времени на все.

В последовательности взглядов, стиле жизни и воззрениях на поэзию он был возможно самым показательным из той (ленинградской неофициальной) культуры.

ЧНБ


на середине мира: главная
озарения
вера-надежда-любовь
Санкт-Петербург
Москва