на середине мира
станция дневник алфавит алфавитный список авторов по разделам сайта Поэзия. Стихотворения Жизнеснежье. Стихотворения Преддверие. Стихотворения. Дождь перед Рождеством. Цикл стихотворений. Художник. Эссе. О поэте Василии Филиппове O стихах Екатерины Соколовой ВИКТОР КАЧАЛИНЖИЗНЕСНЕЖЬЕ
ЖИЗНЕСНЕЖЬЕ * Над яблочным Спасом Пчелой гудит Симеон: «Растает храм От огня любви, Словно сон восковой». * Преображение — Пира брожение, Успение — уст пленение, А третий Спас — Нерукотворный лик: Внесенный в нас. * Сады-распады, Мир без ограды — И в звёздной слизи Сияй, Элизий! Разгадка света И нежность плена — У Вифлеема. 2005 * Я не верю Ни Босху, ни еврею. Лягу да засну — От мира отдохну! Жгу во сне Чучело века. Ищу, небоявь, человека. Часы часую, С терна смоквы сдирая вчистую. 17.2.06 ЗАГАДКА Зряч и сладок Как орех — Меч оделся В райский смех. (Месяц) 2.2.06 * Яро мглав ты, Мой январь — Востроликий теметарь. 9.1.06 * Чудесней снов И прозрачней тьмы — Губы Фатьмы Целее гор И пьянее лилий — Груди Лии Смелее ветра И молний нетленней — Взоры Елены Света чище И Божье исконно — Марии лоно 27.11.05. ЛАОЦЗЫ (Посох) Дао Раздао дэ. Если есть Дао, Ему не до Дао. Посох прост, Однако пробьёт Кривые тропинки. Когда срублены ветви И обглажены раны, Трудно стоять. Дао бежит-покоится, Идет налево-направо Вверх и вниз Вдоль бегущего неба Небо идет ли навстречу Дао? Таит ли иней тепло Земли? Чист, бесстыден и прост… Отражает он скрип Поднебесной. Дао неизыменно, Иначе над ним Будет новое Дао. Иначе над ним не смеялись бы, Не будь оно да из нет. Да и нет — уводящие в Дао! Дар вдет в людиво Нитью сметливой, А Дао не устает Стачивать устья двух Незакрытых миров. Вот и посох — Но негде взяться: Остр, неуловим И высок, Выше неба. Таково это Дао. 15.7.2000 УСТЬЕ ДОНА Мир подсвечен Вечер пуст Тростник шелестит: «Танаис… Синаит…» Кто б ни пришел Для него найдется чуть слышное имя Воздуху не угадать — Радостный ли? Ясный? Тихо бредет Воитель — 20.9.01 ПУТЕВОДИТЕЛЬ Платон со узниками на дне пещеры бодрясь сновидят бытие, и подзеркально — небо, подсудно Солнце. И поступью Христа разверзнута Земля — распались цепи логик прикосновеньем Логоса; а образы — бегут: взаимообраз рождает брата. И близнецы разят друг друга. Вардзия — пещерный град на правом берегу Куры, а левый брег — амфитеатр блаженных зрелищ. лицо — разрушено: открылось сокровенное — не улей и не лабиринт, а многоокий свет во тьме, убежище нетленных благ, творение Георгия и Тамар — оплот архангелов, идущих на Рук-эд-Дина и Иран — чтоб уберечь исток Успенья: бодрствованье в славе. А мир — война. И тайный, круглый водоём царицы — для омовенья, а не для узренья нагого света. УСТЮРТ Для тайных жертв Единому — сжигали в лампадах жир, пустив гулять по свету сей символ навсегда, да приносили на алтарях быков и агнцев: всё в огне. «Взакрай пещеры — смерть. а мы — внутри, исполненные жизни. Единственное круглое отверстье — над самой головой. Через две тысячи и триста лет великим суфием Ахмедом Ясави обращены в ислам, мы заменили имя Ахура-Мазды на Аллаха. А прочее – осталось как всегда». Зарыться в созерцанье. Там, в горе — найти иные небеса, прекрасней Божьих: будь то в Аджанте, Эллоре, Дуньхуане иль Бамьяне. Украсить лёгкими цветами нерассказуемую суть – духов играющих, безбедных, бессмертных и пустых. Добраться до Платона его безликим благом. Есть ещё в краю благочестивейших и мудрых эфиопов Дэбрэ-Табор, гора Преображенья, в отшельничьих пещерах — вся как в устах, поющих Свет. Есть Тана-озеро: там сорок островов плывут ковчегами бездвижно вдаль: есть там укрытье от любых набегов — святым, народу, зверям и царям там хорошо. И ибис ловит, как в сказке, крокодила, покинув Нил. 24.11.05 РАЗРУШЕНИЕ Время подвигать облака И время одеваться лишь воздухом До упаду обнимаясь с землёй – Из подожжённого дома Да Дерга Время бросаться Мак Кехту за тремя каплями стужи — Время отрубленной голове короля Конайре Оросить своё нёбо И прошептать пять непонятных слов: «Великий… напоил… И снова… совершает… деяние». Время — суровая вещь: Или ты — или век! Время — странная старица С волосами, текущими От затылка с лобка до пят, Требующая приюта — Не пустишь её — потеряешь честь, А пустив — восприемлешь гибель. Впрочем, что горевать — ведь вся уцелела дружина, Кроме девяти самых юных; Одноглазый, с тремя зрачками, И мои вероломные молочные братья Получили тройное возмездие: Ведь я — обезглавлен, Сожжён и развеян. Для одних — Месяц-Мрак, Для других — Листопад. С тихим клёкотом клён сражений Разрывает заклёп отражений — Слов неистовый лад. 15.11.05 * Анне Ахматовой
На куполах Средней Азии Сидели и плакали мы. На веках у Средней Азии Сидели, молчали мы. Из пьяных речей Средней Азии Низали, грешные, мы, Стихи о предвечных розах, Сожжённых жаждой любви. Кости нетронутой арфы Доверяли мутной воде. Умирали и воскресали, Грезя о Страшном Суде. От Европы до пасмурной Азии — Жемчугом бурая нить, Нежная кровь ребёнка, Взбитые краски времён. На челе у последней Азии Яснится смерти число. Погибших и озарённых Щедрым песком напоив — Неисчислимой Азии Есмирнисменым вином, Жгучего Самарканда Жую посмертную гроздь. 5.3.05 * Солнце, стань над Гаваоном, А Луна — над Айалоном: Ведь, покуда мир стоит, Мир войной всегда живит. Иисус бросает связням Свет земной в долину грязи, И облита кровью Божьей Вся Голгофа до подножья. Иисус вещает с неба Сиду вместе с Венцеславом, Соломону с Ярославом: «Пообедал я плодами — Золотыми городами, А теперь стою Я нищий В мире нового творенья: Кто приемлет, кто разыщет Белый камень удивленья?!» 8.11.05 * Эфиопия, Перу и Афон — По звуковью я даю вам колофон. Ой, Перу, ты — вечная Руфь, В сарафаны гор одел тебя Вооз, А Эфиопия — мощная грудь, Храм пещерный, ключиками гроз Приоткрытый едва-едва — Да на озере Тана сорок веков острова Крестятся в Ниле Голубом, Глядят: где сердце? Где голова? Где Афон? Где убеляются любовные силы? Ты — крепчайший хребет на ветру: Эфиопия, Афон и Перу! Позволь твой стон соткать наощупь: Так будет проще слепцу на юру. Насущное дело Увидеть свой сон захотело — А мои созерцанья Вне прорицанья. 7.11.04 ЯЗЫК Полночью или днём, в беспамятстве или нет — в воображенье своё осторожно впуская свет, я увидел свой стол и скатерти смятый «ять»; нищий зашёл со Знаменки — то ли повечерять, то ли исследовать рыбу и ощутить вино; хлебу — не до улыбок: зубы вонзились в дно плоти, которой все мы движемся и есмы, то умирая смело, то проявляя сны. Так в обратном порядке из полноты бытия двигались мы к разгадке — Аристотель и я, но я прозревал сквозь фюзис нескончаемый пыл — и внезапно речью без улиц спящий заговорил: «Беден же твой язык! От духновенья — сух. Кровью пиши, не пиши — только расщепишь дух. Если из мирнеты захочешь дух свободить, или век — или ты: кому-то из вас не жить. И, напротив — смеясь, дабы мреял мираж, разлагая язык на за- поведи, знаки, вязь, ты без слов даёшь бытиё Пустоте, взбегающей вспять; но можно распять Христа — Кровь невозможно распять. Надо слова — от плеч. Надо Платона в печь. Надо — семь раз отрежь! — с Богом в пещере лечь. Первым воскреснет Он. Жизнь — это просто гон. Легче восстать в покой, мир закрестив строкой». 16.11.05 ГОД-ПЕТУХ Книгу грязную разгни, Глину тонко разомни: Из-под пальцев прыг Петух — Он не Ангел и не дух, Да обронзовел внутри От зиждительной Любви, А в сердечке — безживоть, Улья огненная плоть. «Ты — искусник, мим, шахтёр! Феникс, прыгай в свой костёр!» В декабре он изордел И запел — да как запел! «Из меня выходит мозг, Из меня польётся воск. Если в доме скудоум — Хум! Жизнь ушла себе на дно, Я ищу её одно. Полно плакать и рыдать, Если можно мир раздать». 3.12.05 ЛАЗАРЬ Жизнь упрощена — Духом рождена, Кровью крещена. Вышел Лазарь вон — С четырёх сторон Лишь лазурь темна. Побывал в огне, В бедной глубине Провалился ад, И из трёх времён Чист, неослеплён — Иисусов взгляд Видит Лазарь з д е с ь. На Голгофе лес Содрогнулся весь. Бог неутолим — И с утра взойдёт Сын в Ерусалим. 22.4.2000 ПУСТЫННИК «— Кто ты? — Залётный воробышек, царский властелин».
Был я бесподобен, а теперь я нищ: сколько сердобств, столько и днищ. Старое вино да для новых битв — протекает сквозь меха сон молитв. Снова мерцает меч. Втрое укоротясь, я — язык, а не речь! — мчусь по краю чаш. Ставлю имена вместо голода, умягчаю сталь сказкой молота. А на крылах у серафима исколоты все глаза! И единственная его искренняя — сухоблёсткая стрекоза. Крылышек кленовых не ищи в обновах, с разбегу — не жги Бога, в омеге — не жди аза. Свиток мой — развеян, а Воскресший — верен, а золото — лоза. 27.11.05. Москва. УЗКОЕ Свет сторожит бесцветное небо. Узкий путь утопает в клёнах. Будто поползень, полдень бежит стремглав. Винноликие листья летят с лозин; у озёр, у огня больше нет имён. Серебро затмевает блеск. Из раскрытого лона каштана рождается длинновласый Иоанн Богослов. Бег разорванных откровений — ветер ловит сетями дубы, а ветви играют в изумрудного змея: «Пусть издыхает в пустыне… Земля выпила горькие реки, излитые из его уст». Вечер процвёл одёжей Жены, облечённой звёздами, дымом и светом — там, напоённое мёдом и молоком, в небо взнеслось Дитя. Очи ума умыты. 9.10.2000 ГРУЗИЯ Без обеда — в животе Безобдал, Но зато растёт из смерти Самтавро. А в Атени олени пьют воду Из колодезя крестных эонов, А на стенах чудес Ананури Мир клюёт виноград, не отрываясь. 23.11.05 ГЕРАКЛИТ Я вещи учуял носом Без запаха упоила воспламенённость мира Сраженье — Отец всего И Царь-Молния правит прибытием бытия Логос — единоогнен А всякий струит свой лог и думает, что владеет спиралеобразным дымом закутываясь спросонья Гармонию лука и лиры испробовал я сначала — и замолчал что есть силы Так растерял во сне я сгорающие драгоценности — И разыскал себя 1.7.2000 СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ Для очей нет ничего неощутимей сути вина — кровь проливая в землю, небо я отмываю от распылённого света. Раз — и лоза срезана, два — и земля пожата. Спасённый от раздвоенья, мир предстаёт зерном неумиримого Бога — рожденье и вновь рожденье! — а третье Рожденье у смерти смертей разрешенья не спросит. Точило не вертится больше — а сверху Дух ниспадает последним, легчайшим камнем. И чисто вино — без меры. Для Духа нет ничего ощутимей сути нового меха, в который вино вливает Сам Себя умаливший. А пресотворённый мир — грубее, чем чистый хлеб, поднесённый к Его устам: ведь проклятого нет — т а м. 10.10.2000 ТРИ ИЗРЕЧЕНЬЯ Е.С.
1. «Целовал ли я руку мою, Втайне думая, что создал Солнце, луну и твердь,» Что молоком облита? Или сей красомир Не создан никем из богов И никем из людей? Еще горше рыдаю, Вслушиваясь в Гераклита. Стала чистою моя кожа, Ведь в вихре — Бог Говорит со мной О действительном, всеневозможном: «Ты тогда ещё был рождён, И число твоих лет весьма велико…» Что ж, Иов — изначально встревожен, Непокоен. Ни творения мне, ни сна. Безутешен, как продувной тростник, И прям, словно камень Меру. Я тогда уже был рождён, когда Сущий, Предузнав меня и восстав, Проводил меж землёю и небом веру. 23.9.08 Москва. 2. «И когда насмеялись над Ним, Сняли с Него багряницу, И одели Его в одежды Его», Повели на распятье Чрез все века и границы, Чтобы люди не вспомнили ничего. И раскачивается крест На краю обрыва в Татеве. Я там не был. И ты никогда не была. Там палящее солнце На злых и на добрых в гневе. А название места: «Дай мне крыла». 17.10.08. 3. «О, кто даст главе моей воду И очам — источники слёз, Кто уготовит приют мне Для странников средь пустыни?» — Человек не вечен, Пока его не занёс Снег удельный, слепой и искренний иней. А пока я знаю одно: Лето — осень, зиму — весна Колесуют, танцуя, Не думая о страданьях Иеремии. И смоковная ягода, Словно вьюга, темна, Пока в сумрачном храме Угли не раскалили. 20.10.08. Москва * Я встал посредине Неузнано-горького мира. Во сне, наяву? Если истину видит безглазый — Средина везде, И паломничать больше нет силы. Я — в теле? Вне тела? Язык уничтожился разом. Над Ерусалимом раскинулось панцирем небо — и кто-то снимает с смоковницы сладкой Иуду. А Ты говоришь Богослову: «Марии поведай, Как земли вскачнутся, Распятые сюду и сюду». И что есть язык, Если Слово — страдает в избытцех? И что — красота, Если лик Твой избит и изъязвлен Сильней всех живых? Посмотри в эти вечные лица: Они ожидают Конца затянувшейся казни. Излита вся кровность Твоя Для спасенья людского, Истерзано тело — А Дух беспредельно бесстрастен. И, если алмазного зла Распадутся оковы — Я тотчас узнаю, Что я удалиться не властен. Твой век не наступит, Покуда я сердца не справлю, Мутящего свет сокровенный Средь радостной пади — И Царство Твое, Раз его я не вижу, затменный, Настигнет меня Без спомина о рае и аде. Я буду Голгофой, Скалой безрассветной и древней, Откуда раздастся Твой крик нестерпим: «Тетелестай». И буду я белым. И буду поморской деревней, Откуда летят по волнам С Неневестной Невестой. Я прахом не стал. Но я стану пустыней, мой Боже, Да снова увижу Тебя При распятии мира. На свет и на тьму — Так делить невозможно, негоже. Делить не пришел Ты, Премудросте, мире и сило. И вот я проснулся: «Что есть воскресение, Боже? Страданья бессмертны Твои? Мои страсти — не вечны?» Ты смолкнул, Благий. И расцветились бурей бездрожной Текучие камни, Власы Магдалины, нетленные речи. 12-26.11.06 ТЕТЕЛЕСТАI (ГРЕЧ.) — «Совершилось». * В миру или не в миру — Ты один на пиру С теми, кто пригубил Твою жизнь — а затем, Прозрев, погубил и свою, Причащаясь Тебя, жизни вечной. Без слов Ты один — вечно звучен и нов. А другим — нужно слово. Метнись Младенцем и Рыбой сквозь слизь откровений — Света чудных мгновений Не трогай — Богом им уготован сон В Тебе самом, Бодрствующим на кресте Сквозь мировую стень. 28.11.05 – 26.10.07 * М.Шагалу
Сладко есть издалеча Море позоровати Сладко есть у Синая Людям озоровати, И Моисей покуда В Огне принимал скрижали, С согласия Аарона Люди друг с другом летали. Горестно Моисею Слова Твои разбивати — Горько, вдвойне ему горько Играющих каменовати. Пусть телец золоченый В прах сожжен под водою, Все упились, словно мустом, Свободолюбивой слюдою. Сладко и откровенно — Видеть в божественной ране Кротчайшему Моисею Землю обетований — Но на вершине Нево Нет гробницы его. Вот почему облегченно С тех пор мы пространство нижем — От рек — и врат — Вавилона До влюбленных Парижа, И цвет наших милых скиний Неумолимо синий. 26.4.04 * Андрею Тарковскому
Сеется год-снегоед, Спелый слепец, Лет жаркий креститель, А осенью – житель Зимнезеленых лесов. Тесен и нов Войн студенец. Благовонья несет ко гробу — Иоанна, зрящая в оба. 29.12.05. СЕРБСКИЕ ПЕСНИ 1. Красоту ли, чистоту ли Я узрю за глубиной? В узко горлышко июля Пролит пурпур ледяной. А быть может, прилучится Золотая нагота? И влетит земля, как птица, В раскаленные врата? 2. Воскипело Солнце, Да Земля тиха: Нард и крокос — Другу Жениха! А вот сам Жених, Солнце праведное, Жжет леса И болота рамедные — Обливает духоплоть, Унося Иоаннову милоть. 1-7.7.06 ВИКТОР КАЧАЛИН
на СЕРЕДИНЕ МИРА |