СЕРГEЙ   КРУГЛОВ


МОШЕ-ПОРТНОЙ

стихи 2011 г.



* * * *
Моше-портной! сшей
бесшумный семишовный мрак сей
тфилин филина накинь
на оставленность, эту
оставленность

молись наклонясь
молитву ниц свесь
громче, словесно ----

Моше!! выше но —
глуше…
--- коренннная расшатаннннная
медленннно вытащенннная
из луннннки своей луна костяная
мерцает мертво ---

---- это гог и магог
в кости твои заиграли жолтые
мечут о тебе и детях твоих

четыре-четыре
шесть-пусто
вот-вот выиграют ---

скорее! отчайся, наш Моше
фиолетовый наш! круши
стены темницы




* * * *
Спрашивали у портного Моше:
«Ты, верно, цадик? скажи же!»
«—Шиш», — усмехался Моше,
чиркал спичкой о шерсть
и закуривал аккурат
посреди третьей
Субботней трапезы.

Казалось, все
всё понимали
(казалось, да не оказалось),
расходились в молчании.




* * * *
Спросили мы у Моше-портного:
«Почему, как думаешь,
изгнание из земли нашей
было прежде греха?»

Моше послюнил кончик нитки,
довёл его до необходимой тонины
расщепами коричневых покуренных своих зубов
и, прежде чем просунуть кончик в ушко иглы,
поглядел через ушко
на (предполагаем мы) Бога:
— Неужто неясно! потому,
что Он так любит нас, что не хотел,
чтобы мы чувствовали себя виноватыми».

(Один из нас после спёр
иглу
у подслеповатого Моше, но кто бы
и сколь бы долго и пристально
ни глядел в ушко — Бога
так и не увидал).




** * *
Доведя до ума удачный заказ,
старый Моше всегда выходил из калитки
и прямо посреди улочки — грязь не грязь, снег не снег —
отплясывал, подобный
замшевой черепахе, поднимающейся на длинноногое крыло,
дребезжащий верхний брейк, впрочем,
не пренебрегая и нижним — Моше справедливо полагал,
что ежели что внизу, то и вверху.

Потом он обязательно шел в православный храм
и ставил там свечку. И местечковый поп,
раз за разом, весело гудел: «Э, Моше!
Да ты, вижу, христианин?»

Моше же всякий раз
виновато улыбался
и не менее весело отвечал,
глядя в золотую тьму перед собой катарактами морщинистых очей,
одно и то же всегда:
«Как же мне не почитать Йешу! как не любить Йешу! Я шью — а Он распарывает,
молниевидным Своим лезвием крест-накрест порет!
Я шью — а Он порет, я шью — а Он порет, и так
Мы с Ним
              никогда не останемся без работы. !»






 
ХАГ ПЕСАХ САМЕАХ
 


1
Фараонова конница, морские коньки,
Тычется, вьётся, клюёт у аквалангиста крошки с руки.

  Прискакали со всех концов моря, обстали человека стада,
Присосками-глазками плачут: когда, когда?!!

  Смущенно фоторужьем чешет в затылке аквалангист:
«Я, ребята, не в курсе, я просто турист.

Я редко бываю в церкви, бог у меня в душе…»
Коньки-всадники видят и сами: этот — нет, не Моше.

  Обречённо вздыхают, разворачиваются , плывут назад,
В печальный свой дом, в глубину, в безвидный безмолвный ад.

  А что же Моше? А куда он делся — сидит, где и всегда:
У кромки прибоя, где песку отдаётся, да всё не отдастся вода.

  Исполнен терпенья, бросает блинчики, щурится в солнечный свет —
Ждёт, когда истечет последняя тысяча лет,

  И небо совьется как свиток, и светила уйдут на покой,
И воды морские раздвинет он снова узловатой худой рукой,

  И скажет он строго, в усы улыбаясь, понурым каурым конькам:

«Ну что, накупались, хулиганьё?! То-то! Брысь по домам!»




  2
О блистательная,
Сочащаяся молоком, медом и кровью,
Иудейско-христианская конференция!
О поиски исторического Йешуа!
О пря о законе и благодати!
О, бедные, милые, громогласные, драчливые Мои детки,
Потные, бессонные глазёнки горят, с головой ушедшие
В поиски афикомана, — перевернули вверх дном дом Мой!
Играйте, родные, так и быть, ищите,
Да поторапливайтесь — утро вот-вот уж,
Да имейте в виду: порядок в доме
Будете наводить сами.




  3
— Папа, чем эта ночь
Отличается от всех остальных ночей?

  — Чем… да ты, сынок, знаешь.
Когда мы ушли, один — спрятался и остался.
Остался, как гнойное чмо, жрать из котлов объедки.
Ты же помнишь, как это в армии было —
Кто не был тот будет, кто был не забудет,
Крест или хлеб, тяготы и лишенья воинской службы, честь и присяга,
Нехватка долбит, и всё такое...
В другую такую же ночь, в саду, пылающем факелами,
Он появился снова, он уже приборзел, приподнялся,
Почувствовал поддержку (хотя как был ссыкло, так и остался),
Не прятался, полез целоваться…
Пожалели тогда, поленились, вершили исход и не до того было,
Не вернулись, не придушили как крысу —
И вот что получилось!..
 Ладно.
Налей, сынок, Наши сто грамм фронтовые,
По какой там уже? — по четвертой? — налей по четвертой.
Даст Бог —
Не последней.




  МАЛЬЧИКИ НАД МЕСТЕЧКОМ

Война, мамеле неродна.
Над местечком в небе — черно:
Взрослых превратили в дым.
Вглядись внимательно,
Козырьком, наблюдатель, ко лбу
Приложи ладонь: видишь сквозь дым? — это
Сто воробьев весенних
В синее небо, черноты поверх, уходят,
Звонко щебечут:

Хотш мир зайнен
Юнг унд клейн,
Ви ди хелдн
Дарф мен гейн!

Вон, видишь,
Оглянулся на нас последний — так и
Не ставший мужчиной —
Курчавые перья, кепчонка набок,
Внимательный, мудрый, удивленный карий
Взгляд одним боком, по-птичьи,
Тонкий горбатый желтый клювик,
Кадык вверх-вниз по горлу
(Единственно неизгладимый,
Как утверждал один спец
По пубертатной орнитологии,
Мужской признак).




20 ОКТЯБРЯ 1943 г.:
ЗАКРЫТИЕ ПОСЛЕДНЕГО СЕЗОНА ЕВРЕЙСКОГО ТЕАТРА
В ВИЛЬНЮССКОМ ГЕТТО


когда подымается ветер
мы видим
волю листвы бессловесной

(волящие к воле — улетели в волю
заблаговременно
вычти их из мира:
мир — воля = представление)

вот что остается: представление

средневерхнечеловеческий
театр
грим глицерин заученный текст но
крашеный картон вполне отворяет вены
и о двунитку кулисы
голову размозжить как о стену гетто

(перебери гербарий
в фойе фото: травести трагик благородный
отец
шести миллионов детей)

багровым клёном мохиндовидом
 опадать падать
 на пандус --

(руки за голову выходи
на поклон
рукоплещут зрители в черном)

-- это мы волящие к Богу
спиной к ветру --
листья
летящие жгучим осенним дымом
(дворник метёт)

(жизнь! что жизнь: это бутафорское злато
брали мы взаймы у испуганных египетских женщин
мы возвращаем реквизит
больше не нужно
спектакль «Шмот» сыгран и снят с репертуара
режиссер доволен)

никого не оставим в ветвях сучьях
октября
на этом берегу: наш моисей
суфлер гугнивый
перейдет с нами огненную реку
Паняряй
и вступит в зрительный зал

и мы — из пламени в свет
 прямиком: нас больше
нет
а на нет — и Суда нет




КАМЕННОЕ МОРЕ

мощёный глухой тупик
однозначное солнце
в лёгких от бега черно
твой неподвижный
полдень: навстречу —
стайка мальчишек
чётко распределились
двое по бокам
двое зашли в тыл
старший всё ближе
длинно выцыкнул
в пыль под ноги

горячие прокалённые
босым облупленным жаром
века этого века
белые глаза
украдкой взгляд-пробрыск:
по сторонам-на тебя

в руке — камень
облый белый
сейчас сейчас
на нём напишут
твоё новое имя

подбрасывает — в ладонь
вновь ловит туго
точно садко:

шшшш
лёп
шшшш
лёп

о Мицраим
проклятая родина
о эти песни
безжалостного детства
эти дразнилки
переходящие в считалки:
«так! каждый первый- - «

(народ твой всё исходит и исходит
в нерасступающееся море)




СОСТАВ РАССТРЕЛЯЛИ ПОД БЕЛГОРОДОМ

Сухие истёртые пальцы, ящик с куклами под откосом, старик-кукловод
Дочечку собою баюкает, перекрывая вой самолетов, поет:

«Спи, моя ингеле! это уже Песах.
Спи, посмотри! Никакой ваги нет в небесах ,

И посреди длинной нашей дороги
Никто нас не держит нитями за сердце, за руки и ноги,

Мы не петрушки, мы не марионетки, мой свет,
Мы не арбалески, не ростовые, и в горлышке пищика нет, —

Видишь, ширмочка бархатная, ситцевая какая,
Необъятная, складчатая, бездонная, черная, голубая-златая, —

Мир велик, фейгеле, а мы с тобой так малы,
Так ничтожны посреди этой мглы ,

Мы, которым престолы и силы последнее представленье сейчас дают,
Накрывают субботний стол, и ангелы бреющим воем под занавес фрейлехс поют, —

Но это не вага над нами, о нет, это сияющий в небе крест,
Крест-накрест разрез,

И небеса по разрезу расползаются в стороны, и открывают нам свет,
И это дорога свободы, нас отпустил Мицраим, и смерти нет!» —

Так он поет, и с вышины, исполненной темноты,
Ниспосылают свою благодать мессершмитов кресты,
Рваным целуют свинцом, в букеты сбирают алые восходящие из плоти цветы.





СЕРГЕЙ КРУГЛОВ
на Середине мира.


ОБЩЕНИЕ СВЯТЫХ
стихи.

ПОТОПНЫЕ ПЕСНИ
стихи 2009.

ЛИРИКА
стихи 2009.

МОШЕ-ПОРТНОЙ
2011

БЕЛЫЙ КРОЛИК
cтихи, 2011

Песнь Потолка:
ЧНБ о поэзии Сергея Круглова.

Аллегория:
ЧНБ о поэзии Сергея Круглова.




на середине мира
вести




Hosted by uCoz