на середине мира алфавит станция многоточие Загадки Дж. Моранди.
Отклик на выставку в Пушкинском музее, Москва 2017
Для новичка в живописи Моранди и дилетанта вообще в живописи, каковым я и являюсь, сначала странно:
натюрморты из посуды (и каких-то кубиков) и драпировок, несколько пейзажей и серия цветочков в вазах
(их всего ничего, ваз). Можно всё обежать, покрутить головой – и уходить. Думаю, что такие есть, и их немало.
Но чуть помедлив, начинаешь вникать в эту лаконичность, в игру теней, контуров и фонов. Именно в это — реально почти не существующее, а не в детали той или иной кружки, бутылки или кувшина. И тут открывается — разное. Например, иногда цвета (кстати, ярких цветов тут почти нет) предметов разных форм образуют свой абстрактный рисунок, совершенно ничего общего не имеющий с формой исходных. Иногда кажется, что один из предметов подсвечен отдельным источником света под другим углом. Когда контуры несколько размыты и теряют чёткость, становясь волнистыми и прерывистыми, а цвет фона очень близок к цвету или тени предмета, теряешь реальность, и воображение формирует свою структуру. После такого эффекта, перейдя в другой зал, можно начать искать изображение посуды за матовой занавеской на окне… Очнувшись, идёшь дальше — и где-то вдруг видишь, что тень не соответствует тем предметам, что представлены на картине. И представленных-то видишь два, а в подписи говорится «Натюрморт с тремя предметами». Оказывается, в тени одного находится третий (кружка или стакан), сливаясь с тенью, но искажая тень от всей группы! Или, например, край стола не прорисован (слишком светло), но тень того, что нависает над краем – есть не только на столе, но и на боковине, на которую опирается столешница. Чтобы не сойти с ума, среди этих преломлений постепенно находишь мысленно ту линию края стола, которая всё ставит на место. Пейзажи размыты и формируются в основном линиями — ровными, если это плавные контуры холмов или провода ЛЭП, и волнистыми, если это то, что движется, — стволы и ветки деревьев или колонны балюстрады, по которым бегут тени листвы, гонимые ветром. И, наконец, цветы в вазочках и в букетах. Здесь мне не удалось так разобраться. Но одна запомнилась очень: мелкие цветочки (не очень важно, какие) уронили листву по стенкам белой вазочки. Или эти листочки просто нарисованы на самой вазочке? Здесь можно долго рассматривать, возвращаясь к уже пройденному, додумывая, вглядываясь. А потом выпить кофе внизу, чтобы на улице не заблудиться. А можно быстренько… — и поставить галочку. АННА ВИНОГРАДОВА На Середине Мира (Стихо)творение мысли: эссе Загадки Дж. Моранди: эссе. В дело идет всё.: эссе. Прага и чуть-чуть Париж: три эссе Стихотворения имноготочие на середине мира город золотой новое столетие спб москва корни и ветви |