на середине мира
алфавитный список
СПб
Москва
новое столетие
Андрей Тавров
Ответ Фаусту.: стихи 80-х годов.
Альба: стихи 80-х гг.
Зима Ахашвероша: из книги.
Из Часослова Ахашвероша
Свет в каждом разломе
из цикла "данте"
"Эль": поэма
АНДРЕЙ ТАВРОВ
СВЕТ В КАЖДОМ РАЗЛОМЕ
БОРИС И ГЛЕБ, СТРАСТОТЕПРЦЫ
Едва друг из-за друга выступая,
как сдвинутая карта иль страница
из-под страницы, смысл приоткрывая,
два всадника уходят из столицы.
Как будто сдвинули собою реку
и поле с черным деревом и птицей,
как будто бы пора открыться снегу
из-за горы и уток вереницы.
Как будто бы пора уже открыться
не только красной гриве из-за белой,
но высвободиться и проявиться
душе из-за натруженного тела.
Блаженной — из-за смертного, как роща,
как колокольня смотрит из-за клена,
мужчина из-за девы, как пороша
из-за окна, простор из-за полона.
Лучи к земле идут слегка наклонно,
вниз головой, как бабочка из темной
выходит куколки и как дитя из лона
приходит в мир прозрачный и огромный.
Два князя скачут, жизнью выступая
друг из-за друга, кровом из-за крова,
как кровь и роща, цветом совпадая,
и телом отделяя речь от слова.
Так выступает смерть из краткой жизни,
и небо из-за купола простого
далекий брод из-за глубокой сини,
Единорог из бора золотого.
Так едут пристальной стеклянной рощей,
и Днепр блестит, словно спина дракона.
Двоятся буквы, их сливает почерк,
и тень одна спускается со склона.
ИНДРИК-ЗВЕРЬ
Индрик-зверь есть Индрик зверь, есть зверь
в завитках, кольчуге, звездах и ручьях.
Ты вернешься в город, если дверь
в белых там замедлилась руках.
Индрик синий зверь, его в индиго взгляд,
сеном звезд хрустит, копытом землю раздвоил,
чтоб змеей ручей по позвонкам бежал подряд,
серебрился, бился и боготворил.
Я лежу у пушки черен, неубит,
холм стекла прогнулся подо мной,
и на том краю земли стоит
Индрик-зверь с прозрачной головой.
Кукушонком тычусь в край стеклянного гнезда,
сербия или иран в глазах дымят,
снег червонный сыплет на сугроб лица,
гильзы с дымом, кровью полные стоят.
Мне б зарыться бы под юбки синей край,
между белых ног землею в землю лечь,
там где Индрик-зверь как синий-синий рай
в изразцах и птицах, словно печь.
А по речке вниз плывут стеклянные шары,
колбы, банки да бутыли-пузыри,
я вхожу в них как с серебряной горы
и лицо свое ищу там до зари.
МАГДАЛИНА
И ласточка и баржа с черной костью,
колеблют небо, тянутся к земле,
как только что умерший, что всегда
уже плывет — его несет ветвистая вода,
что зачерпнуть нельзя ковшом и горстью.
Она сухой волной вперед бежит.
И Магдалина прямо в землю входит,
ныряя в берег с черного крыла,
и мир ощупав, больше не находит
ни зрячих городов, ни рощ горячих.
Земля себя себе тобой вернет.
К себе прижмет, как беженку земную,
как вишенку, как жилу беговую,
что черпает копытом свет и грунт
вбивая в почву небо ипподрома.
Как тяжек тела новый труд, когда плывет,
ныряя тяжкой ласточкой в пещеру,
словно нагруженная ямой баржа,
и из зрачка ядро не выкатить, не вынуть,
на дно гнезда пространства не вложить.
Как самолет снижается огромный
и на борту пустую весть несет —
записку плача из Берлина в Краков,
так лодка тела полая ныряет,
врастая в воздух пястью и коленом.
Как полиэтиленовый тюлень,
налитый нефтью, так она лежала,
огромная, нелепая. И над цементным
сухим бассейном вновь вставало солнце Пасхи.
И череп созерцал себя как чрево.
Она обрушилась в себя как в шахту,
как в штольню, где не встретит камень дна,
ни ангела, ни плача — ничего.
Его там тоже не было.
И круг от нефти дольше жизни длился.
И чтоб убитый в схватках смерти родовых,
не смог рождаться ни корой дубовой,
ни телом, отвалившимся от жизни,
ей надо было как саму себя родить
всех, кто входил в нее хоть раз, как в землю —
деревья, клерков, воздух, Бога, тишину...
ПРЕОБРАЖЕНИЕ
Он спал, подложив под свою голову рыбака две руки,
как двух шевелящихся рыбин,
а когда проснулся, те трое стояли словно в пожаре
или в винограднике с твердыми ягодами, но без ягод.
Сердца кулак раскрылся, хватаясь за этот свет глубиной,
как будто бы дном озера, и когда схватился,
Петр уже падал.
Перевернувшись, как слишком полный кувшин
или вода, когда выбито дно у ведра.
Его вниз головой удерживал на весу незримый гамак,
такой удерживает водопады, рыб на траулере,
женские волосы или бивни слона.
Треснувшие губы со сна бормотали какую-то чушь
а патлы его светились.
Палама как белый тюлень плыл рядом на льдине
высвистывая сквозь усы слово о нетварном свете.
Они всё отходили как льдина — рыбаки, учитель, Моше, Илийаху,
в сиянье безмерном, в сиянье безмерном.
Белый край стола вечери обломился, как льдина, и они
мягко уплыли по каналу, мимо барж и кранов.
Кто удержит тебя в сиянии, какой канат?
Месопотамию утюжит бомбардировщик,
пророки как камни вырваны взрыва корнями,
кит выбрасывается в свет залива хвостом вперед, как Петр.
Волны, лазурь и золото песка.
Лейтенант Ч. контуженный спит, лицо в землю.
И Парщиков Алексей постреливает велосипедом
по шосее Берлин — Кельн.
Деньги и нефть курсируют как баржи с мягкими телами,
поэты, мужественные, как рэйнджеры, получают награды в Стокгольме,
А. Зуев, слепой, мечется среди марких картин,
не понимает, где он и кто.
Нетварный свет — родина позвоночника, ком кома, Адам Адама.
Не помню такого, — это А. Франс.
Другой Анатол смотрит на двух рыбок в бассейне, голеньких девочек.
И песня камыша, тростника в пудре
Деточка не ходи,
солнышко на груди,
звездочка в высоте,
ангелочек идет к тебе.
Какая-то выжженная провинция, чувак, Боба Марли видал? вот туда и вникай.
В каждом.
В каждом миге разлом. В каждом лице.
И оно себя силится сжать пятипало, удержать, зафиксировать кремом
и мыслью — но выдавливает лишь сетку морщин.
Но: свет нетварный — в каждом разломе.
В буре складок света молит бродяга — вниз, вниз головой!
И как меч-рыба или рыба тюлень — висит вниз головой где-то в Риме —
слюда течет изо рта,
как-то не встроился, не уложился в себя.
Из невесомости луч приходит простоволосый — вниз головой.
Твои пыльные пятки, Кифа, на моей шее,
как с упора, с берега сорвалось отраженье,
провернулась внутри черепаха, мы сделаны из земли и света,
из Бога и плавника, из плача и смеха,
из сердца, вывернутого наружу,
как рукавица для всей Сибири.
???
ПЕРСЕФОНА
Как квадратное черное зеркало кузнечик в степи встает,
колодезным срубом черную воду несет луне,
голова в бинтах, как сова кричит и поет,
и пушка гудит, солдат, в фосфоре и огне.
По окопу головы спустись, зайди за корень себя —
там дождь подземный идет, и города слюдой шелестят,
Прозерпина там в школьной форме в форме стекла,
и тебя, стеклянного, тут не убьют, не простят.
Зачем ты туда ходил в контузии, как сирень,
махровой и голубой, чего искал понимать,
облака какие потрогал, каких золотых сирен
слышал, не понял, простил, перестал обнимать.
В шурфе огня и венках, в жидком стекле
она тихой ногой стоит, как в неба реке
чтобы ты раной шел как по стеклянной игле
к садам наверху, без себя уже, налегке.
Чтоб спустился по куполу, вышел бы с той стороны —
в воронку и стал под огонь, под венец и железный лавр.
Вздыбленного чернозема нет глубиннее наготы
и плывете вы двое в тиши между двух литавр.
Персефона идет по широкой донской степи
и платок с петухом на белом плече повис,
а ты зубы, как звезды собачьи, на черном себе сцепи,
чтоб никто другой в степи тебя не загрыз.
Помни две белых ноги, облака и Дон,
роту стеклянных мальчиков, тишину,
и белую-белую грудь богини — Луну,
что светит сразу со всех четырех сторон.
АНДРЕЙ ТАВРОВ
на Середине мира.
Ответ Фаусту.: стихи 80-х годов.
Альба: стихи 80-х гг.
Зима Ахашвероша: из книги.
Из Часослова Ахашвероша
Свет в каждом разломе
О поэзии ЧНБ.
О книге Вадима Месяца
из цикла "данте"
"Эль": поэма
алфавитный список авторов.
станция: новости
многоточие
на середине мира
новое столетие
город золотой
|