на середине мира алфавит станция БОРИС КУТЕНКОВ
Родился и живёт в Москве. Окончил Литературный институт им. А.М. Горького (2011), учился в аспирантуре.
Работает репетитором по русскому языку. Редактор отделов критики и эссеистики интернет-портала «Textura.Club».
Член редакционного совета портала «Сетевая Словесность» и альманаха «Среда».
Автор четырёх стихотворных сборников (2009, 2011, 2013, 2017). Стихи публиковались в журналах «Интерпоэзия», «Волга»,
«Урал», «HomoLegens», «Юность», «Новая Юность» и др., статьи – в журналах «Новый мир», «Знамя», «Октябрь»,
«Вопросы литературы» и мн. др., III томе антологии «Современная уральская поэзия».
Ведущий рубрики «Книжная полка» в журнале «Homo Legens». Колумнист портала «Год Литературы».
ОБГОНЯЮЩИЙ БОГА
***
Саше Герасимовой
кипра не будет а будут шоссе и вокзал втянута в плечи его голова грозовая он не иллюзия он это сразу сказал вот и читает по паузам речь узнавая беженка-песня не веря оленьим глазам кипра не будет а тридцать минут под дождём вот он читает придворно и школьно и глухо то что с фейсбука впечаталось в мире твоём то что без грима дрожит под неверящей лупой вещным до жути и мы это девочка пьём пьём запрокинув лицо непрекрасным дневным птичий клокочет апрель в нерешительном горле девочка здравствуй я камень и вечность под ним хрупкой ладонью не трогай но тщишься упорно ношу поднять нечужую сквозь пепел и грим тянешь — и вытянешь к свету невольно лишь отошедший — судим девочка бейся тайну под толщей его мезозойной лепет недетский конвойный кто ещё видел таким *** Мать убитого сына три ночи ждала и три дня, а заснула — и слышит сквозь треск фронтовой, как с чужой стороны возвращается голос родной: — Я не видел тебя так давно, что замёрзла вода, стали волосы снегом, а сердце — бронёй ледяной, и со дна опустевших глазниц восстаёт тишина, с каждым боем часов превращаясь в бессмысленный вой. Говори же со мной на одном языке, как тогда, говори, говори же со мной. То не стрёкот в моей голове, не часы на руке; как расстался с тобой, то не пули свистят надо мной, то стучит моя смерть от тебя вдалеке, не считая отныне ни пульс мой, ни быт мой иной. Мне осталось так много в моей безлимитной стране, говори, не считая минут, говори же со мной, говори, говори же со мной. Говорит ему мать: — Уходи, ты на что мне такой, я три ночи ждала — всё встречала вдали поезда, я три дня не спала — выходила на берег морской, и меня в свой степной хоровод вовлекала беда, танцевала со мной и кружилась легко надо мной. Так сроднились мы с ней, что её не отдам никогда; уходи, я не знаю тебя, ты на что мне такой, уходи, ты на что мне такой. Мне под каменной маской беды хорошо, как в раю; до виска не дошедшая пуля — танцую легко; как лицо, искажённое горем, — свечусь и пою, тосковать разучившись о тех, кто давным-далеко, о нашедших дорогу свою. Стала песней сама — и ни сердцу теперь, ни уму, стала облаком смерти — и таю в дыму фронтовом, вырубая пластиночный шорох движеньем одним; свет мой горем теперь осиян, — вот и каюсь ему, слышу, слышу, зовёт, — вот и плачу ему об одном, умираю легко перед ним. *** с тех пор как высший вместо языка мне грамоту вручил сродни китаю читаю смерть в сосудах старика в любом ребёнке тишину читаю с тех пор как вынул прежнее ребро и новое вложил дурному сыну в словах иуды слышу серебро сад гефсиманский вижу и осину удары над луганской тишиной елабужские сени в день воскресный счёт ложек перестук земной зыбучий нараспев песок небесный речь бисерна песка припасено для всех часов для решета и ветра а песня промах цска зеро но знает у ворот первей всего что спросят и на что ответит ***
«Неразрешённым вещам»
речь переросшая себя а меня и подавно лежит на столе надменная отчуждённая стильная будто едва появилась на свет и уже не хочет знать отца посмотри говорит что натворил научился властно управлять бездной закручивать её винтики и гайки заговаривать императивами создал сукин сын прижизненную эпитафию запутал следы детективщик хренов даже инициалы звучат как надписи на могилах а меня лишил движения чтобы молчала отдувайся теперь ходячий театр отпускай в свободный полёт я чужая тебе содрогаюсь от её монолога восхищаюсь боюсь отпускаю НАДЕЛИВШЕМУ I. сам наделил пустотой и сказал лепи прочим глаголом же сердца не жги ни в ком письменным устным ли тлен и ямщик в степи речью ресничной морганьем её кивком тонущей в лете фейсбучной под номерным рябью кругами беззвучностью без границ мимо реки поведший путём иным в съёмную тьму и строгость настенных лиц музыки шум вручивший шепнувший — рай скрипнувший стражей совравший — прилив припев клеточных прутьев не распрямляй сгибами фото иконных прошелестев II. так холодом обдаст от звука и до звука и в собственном тонуть ночном череповце в ленту одичалую фейсбука в отчуждённом музыки лице так рэймонд беббит жив и каждый взгляд разлука когда всего целей лишь собственный прицел вызванного облака и звука прорванного бреда о конце вот кривда языка вот монолог испытан и осязай лепи вот глина вот рука там — безруким цепенея бытом здесь — цепная сила коротка колдовства над склеенным корытом выбравшего участь рыбака III. Елене Сунцовой
все голоса — на воде и дыханье — измена всякий воркующий — время на спуске крутом наст под ногой — и отсылки уловлены леной бережно в ящичек — речь избежавшая тлена так и не ставшая льдом так перекатна — как речь за мгновенье до встречи (каждый в кафе о себе — и когда о другом: женей вежлян на фб — трепеща и переча, — в образ враждебный вступая — стеречь! не сберечь бы! — с ним и срастёшься потом) садом — где треск-виноградник и смерть-несбылотник всякий укравший и тем обессмертивший — свят в шуме где всяк — сапоги починяющий плотник сад расходящихся ссылок приподнятый ватник полный спартанских лисят бойся поэтов дары приносящих алчбою светел внимающий издали сны в его рай дар воровства — винограден в потёмках работа выдох — награда и почта — бесплатна ящичка — не отбирай *** Где целый алфавит живёт без буквы «ё», пробилось — и звенит молчание твоё; где падала стрела, где музыка жила, — в тех далях пробивных всё стало тра-ла-ла; всё стало динь-динь-бом — печалью в мертвеце, раскрашенным холмом на земляном лице. В нём город золотой, в нём отблеск теневой — не тужит ни о чём, живёт само собой; болящее ребро, плывущее к утру в ничто, в метро, зеро, в «нет-весь-я-не-умру»; чтоб в нерве трудодней — небесном, лицевом — стать ходиков умней, не спрашивать, по ком. *** час говори с проходящим по кромке, ацтек, сердцем, и впрыгни обратно — в зародыш тугой, в поздний троллейбус, и — к небу, которое — снег; поездом, к праздничной ране, которая — сбой. дальше от часа разрушенных первоначал, — время стозевно подкралось и клацает, ам, тех гробового исхода, кто люльку качал, — не удержать — безвозвратно трещащих по швам, лгущих, и рвущих, и бредящих в сне родовом; плачь по оставленным гнёздам в недальнем дыму, пусть же приходят слова в облаченье другом — с видом на лес вологодский, сороку, тюрьму, снова в сиянье срываясь, в просветы пустот; вырвать у тьмы, перейдя на родительский крик, зреньем слепым ощутить, и почувствовать: тот — мал осязаемо, неудержимо велик. едущий в санках, просящий бесслёзное пить, после, зарвавшись, желающий классикой быть, — не столбовою дворянкой — бездомным «прости», смертью, на треть протрещавшей к ночным тридцати. ***
Александре Герасимовой
I. Говорит молодая лакуна без берегов перед тем, как заполниться музыкой в раз последний: скоро — в сплетню, домой, в земное, и — был таков, а была — чуть дрожащим двоеньем, поющим слепком; быть и быть бы в Твоём зрачке полновесной тьмой, никогда не на свет, под фонарный и прямолицый; не фейсбуком расти — а твореньем на день седьмой, не стареть — а в себя принимать колоски землицей; задержи меня, Господи, я не хочу домой. Перед тем, как прорежется берег — молочный зуб, — дай в застенок, в беззубый покой Твоего подвала; отчего Ты на пахоту щедр, а на время скуп, под Твоим бы присмотром я пела и воровала; шла бы смело на слово чужое, на звук чужой, по-сорочьи в гнездо тянула, пускала в дело; сам же дал этот дар междустрочный, бессрочный бой, а вернусь — и другим запрещу, что себе велела; запечатай мне волю, быть не хочу собой. Отвечает земное — молочные берега: ты — зерно, мелюзга, задержись в колыбельной яви, и, покуда кивающ твой взгляд пред лицом врага, речь юна и подробна пред выделкой дурака, — не освоено «здесь» — и туда уходить не вправе; потому-то нещедрая вечность к тебе строга. И, покуда к тебе откровений чужих прилив — беззащитным ларцом ли, пожаром, змеящим чатом — донесётся — спеши навстречу, себя закрыв для чудес, прорывных всегда и всегда прощальных; и за это — не за другое — твой лучший сон станет правдою, своевольной и неприглядной; отпускаю тебя — поброди между двух времён, прошлым будь, настояшим стань — а потом обратно; там и здесь — не ко времени и не в тон… II. не бойся что падает ешь с земли зерно уже хлеб а слова — слова как были — в другого не проросли взлетели — чтоб падать и остывать подуй — и не бойся что горяча всё жар — что не речь языка вовне я сердце фонарное в три луча сюда увезу догорать во мне умрёт возродится ещё разбей спаслось и спасётся ещё спасёт лишь страшен помимо ночной твоей воли проговоривший всё *** летит состав — и начинай с азов как беспощадно сердце повелось на тот далёкий из фейсбука зов вот крепкий гвоздь отряхивайся гость про литпроцесс где «биться перестав» и на неве задвигавшийся лёд ещё чуть-чуть — и падающий прав спешащий оправдать болящий год ты ледостав я память о стыде потребовавший света и стыда чтоб отраженьем вечным разглядеть в себе какой-то ужас навсегда так зренье отторгаемо слепцом само придёт обнимет как печать и смертным став от скорости лицо торопится прощать простить прощать не нас не здесь — но в голосе-гудке во времени расколотом на треть прожить птенцом на маленькой руке и пройден мир и некуда взлететь *** как прижатый вагонной дверью щегол слышит весть о вещах незабываемых от иосифа кобзона и оксаны фёдоровой как цепная ласточка бьётся в чужое стекло неизменно притянутая обратно выучившая всё назубок так современный тонио принимает на веру танец инги и ганса белокурых и голубоглазых работая не покладая пальцев не сходя с дороги ...из каких ещё горних сфер донесётся прямая весть что не ждать коня и полцарства?.. но из браков и срывов как пунктирный штрих рождается бог вопросителен неровен одинаков ***
предсмертному хочется: женщины Господа пить
Николай Васильев так во тьму проливающий воду идёт забывая и в затылок ему то ли свет то ли пройденный путь то ли мать по колено в нигде и её колея непрямая то ли снится семнадцатый в беге в работе по грудь так во тьму обгоняющий Бога идёт ускоряясь и в непрочных руках обронивших ночной люминал то ли рилькевский миг тишины под двумя фонарями то ли мейловский шум и в аврале его имена просыпается мир ударяя немеркнущей сценой просыпается город и профиль его черепной средь огромной страны где из двух уголков — довоенный и военный — пустует один и сдаётся другой наши тени фейсбучные нас не оставят в покое но покуда меж них малозвучна твоя тишина ты предсмертен в ночи на сердечное время укола возрождённому хочется: действия Господа сна *** до исхода помнить до заката госпитальным фонарём гремя словно бред — неназванного брата буквами созвучного тремя и четвёртой что в беде как в беге защищаясь блуда тетивой видит вечный сон о человеке никогда не вещий но живой никогда не смерть — шаги у входа не полёт а так себе свобода мёрзлое нашариванье кода долгая прелюдия конца обязуясь помнить до исхода из гнезда выталкивать птенца на карнизе ветреного года глядя вниз — не отводи лица Борис Кутенков
На Середине Мира Стихотворения Из книги «Неразрешенные вещи». Обгоняющий Бога. Стихотворения 2018. Слоненок: стихотворения на середине мира: главная вести озарения вера-надежда-любовь Санкт-Петербург Москва |