на середине мира алфавитный список город золотой СПб Москва новое столетие стихотворения осени и зимы 2008 г. —
жизни азбучная вязь: о поэзии Евгении Извариной — В пределах осязанья и вокруг Стихотворения нового года там залегла твоя жизнь: очерки — стихотворения 2009 г. ЕВГЕНИЯ ИЗВАРИНА:
ТАМ ЗАЛЕГЛА ТВОЯ ЖИЗНЬ. История вторая. ДЕНИС НОВИКОВ, «завороженный ныряльщик».
Если в поэзии Владимира Гандельсмана легко обнаружить и сквозные мотивы, и отдельный стихотворения и циклы, связанные с самыми первыми детскими воспоминаниями,
то у Дениса Новикова ретроспективный взгляд на свою же собственную биографию охватывает, в основном, отрочество и юность.
Но всплывают и отголоски более ранних впечатлений — конечно же, неосознанных, но сохранивших все подробности конкретного дня и часа:
Остов курицы на сковородке, в кухне кафельный бродит сквозняк, сводят руки погодные сводки лучезарной программы «Маяк» — вроде бы, тот же способ видения, что и у предыдущего автора, да не тот: интонация жёстче, картинка чётче, нет умильности, но где-то совсем рядом — ещё не прорвавшийся сарказм, яд самоиронии. Но и Новиков абсолютно по-своему, как никто другой, умел сказать о детстве-Эдеме, заповеднике чистоты, невинности, естественного доверия и благородства. Реалистичнейшие строфы о первой школьной любви вдруг заканчиваются буквальным описанием рая: …Число переходит в другое, в зелёный — коричневый цвет, и минус — надбровной дугою — дурацкую разницу лет. И плюс — помышленье благое, что сравнивать сущее грех. Смотреть, и не трогать рукою ни яблок, ни родинок тех. И это — потерянный рай, отторгнутый берег, теперь уже недостижимый, хотя, казалось бы, сами эти воспоминания, все их мучительные подробности тянут обернуться — и вернуться: Вы — злополучные штрихи на выпускном и ломком глянце, как лямки цепкие на ранце — туда, обратно, где стихи… — Хотелось бы, ох, как хотелось бы!.. Но — невозможно. Вся дальнейшая жизнь встает стеной, непреодолимой границей, водоразделом. Никакого воссоединения. Никакого прощенья: * * * Допрашивал юность, кричал, топотал, давленье оказывал я и даже калёным железом пытал, но юность молчала моя. Но юность твердила легенду в бреду. Когда ж уводили её, она изловчилась плевком на ходу попасть в порожденье своё. В этом чеканном восьмистишии — все: отчуждённое прошлое, отвергаемое настоящее и самая страшная угроза будущему — разлад с собой перед лицом времени. В отличие от В. Гандельсмана Д. Новиков живописует не только «рай», но и «ад» насильственной изоляции в детстве — когда клеткой, тюрьмой является даже не семья, школа или пионерский лагерь, а именно возраст: вынужденное безвременье, недостаток сил, знаний и опыта при избытке прозрений и предчувствий. Одуряющая, удушающая атмосфера, неведомым образом, в одном случае из тысячи, рождающая в мальчишке, приткнувшемся с тетрадкой на школьном подоконнике, — поэта. Как водится, избранника и изгоя в одном лице: Там сочиняются стихи, там дует ветер из фрамуги, и рекреации в испуге от беготни и чепухи. Какие бедные слова, какая помощь и натуга, и пыль в два пальца… Ты, фрамуга, одним названием мертва. Ад повседневного унижения, разъедающей душу обыденности и негласной обреченности приумножить этот позорный круговорот собственной жизнью — вот что встаёт за пыльными декорациями, вот что запрещает оглянуться, вернуться, пролить умильные слёзы: Даже детские праздники мечены здесь коготком. Нарушая обеты, скреплённые солью и глиной, африканскою маркой, стучащим в окно мотыльком, о смягченье вины не заботясь, твержу «не знаком», как блатной элемент, презирающий явку с повинной. Так же, как для В. Гандельсмана, для Д. Новикова важнейшей составляющей трагедии детства является одиночество. Но есть и важное отличие: его стихотворения о детстве и отрочестве либо явно безличны, либо рассказ в них ведётся от первого лица, но во множественном числе. Преобладает местоимение «мы», под которым, впрочем, подразумеваются не дети (подростки) вообще, и не поколение сверстников, а скорее небольшая группа — дружеская компания во дворе, классе, пионерском отряде и т.д. Встречается также обращение к себе во втором лице. «Ты» гораздо нейтральнее, чем «я», его легче произнести, но кроме того, за ним — нецельность, раздвоенность, состояние непрекращающегося внутреннего диалога. «Я» у Дениса Новикова появляется лишь в стихах о себе теперешнем — взрослом человеке. Первое ощущение — а затем и торжественное признание — своего одиночества совпадает, повторюсь, с моментом рождения поэта. Уже не «мы«, но «я» — сам себе жертвенник, сам себе жрец, перлами речи родной завороженный ныряльщик и жнец плевел, посеянных мной. В образе жнеца, как известно, в символической картине мира представлена смерть. И жатва — не только изобильное и справедливое воздаяние за труды, но — иссечение стеблей, умирание злаков. Так же, как Гандельсман, Новиков не обходит вниманием противоестественно-естественный симбиоз детства и смерти, обусловленность и окрылённость одного другим, раннее осознание недолговечности земного существования. Но его авторскую манеру, самую речь, отличает мрачный сарказм. Боль, чтобы не пролиться сентиментальной розовой водичкой, кристаллизуется в издевку — и та заморозила бы нас высокомерием, если бы не обжигала правдой: Это из детства прилив дурноты, дяденек пьяных галдёж, тётенек глупых расспросы — кем ты станешь, когда подрастёшь? Дымом обратным из неба Москвы, снегом на Крымском мосту, влажным клубком табака и травы стану, когда подрасту. Более того, смерть, точнее — ранняя гибель предвидится как результат осознанного выбора, совершенного по собственной воле: Хотелось парнишке изюмцу в четырнадцать лет с половиной — и ангелы вняли безумцу с улыбкою, гады, невинной. — Что-то вроде сделки Фауста: детская чистота (и не душа ли с ней заодно?) — в обмен на запретный плод. И ей-богу, подразумевается, что плод этот — нечто посущественнее ещё не доступной подростку «изюминки» половых отношений, о которой вроде бы идет речь в приведенном отрывке. То, как представлены в поэзии Дениса Новикова «обстоятельства места и времени» детства и ранней юности, конечно же напрямую связано с реальными фактами «биографии» страны. Конец семидесятых — начало девяностых, период сначала тишайшего и подспудного, а потом все более стремительного и всеразрушающего сбоя, сдвига и наконец слома: нравственных норм, идеологических парадигм, социальных отношений, государственного строя… Вначале Москва кормила до отвала по пионерским лагерям, с опекою не приставала, и слово трудное ге-рон- то-кратия — не знали, зрели, росли, валяли дурака… но худо-бедно приобщались к общей истории, к великой эпохе, не только к символам, но и к действительной боли и гордости старшего поколения: Мы ехали шагом, мы мчались в боях, мы ровно полмира держали в зубах, мы, выше чернил и бумаги, писали слова на Рейхстаге, и было — и осталось! — чувство причастности к уникальному целому, кровная привязанность и зависимость: Мне досталась страна — добрым молодцам вечный наказ. Семерых закопают живьём, одному повезет. И никак не пойму, я один или семеро нас… И вот, как раз в двадцать лет, на пороге взросления, именно что «становления на ноги — почву выбивают из-под ног, мир переворачивается, власть меняется и меняется снова, мораль деградирует, за год происходят перемены, на которые прежде ушло бы десятилетие, и не одно. Даже просто уцелеть в этом хаосе — чем не инициация, не смерть/воскрешение, пусть по совершенно непостижимому и бесчеловечному ритуалу? * * * Ну хоть ты подтверди — это было: и любовь, и советская власть. Горячило, качало, знобило, снег летел на проезжую часть. Ты одна избежала распыла, ты по-царски заходишь не в масть. Если было — зачем это было? Как сумело бесследно пропасть? Отвечают петля и могила. Говорят: одержимость и страсть. Что ты знаешь про не было-было? Что любовь и советская власть? Самочинно не то что стропила — Малый волос не может упасть. Неделимый на «не было-было», снег летит на проезжую часть. — похоже, герой всё-таки выдерживает испытание, оставшись человеком: буквально у нас на глазах сначала разрушается, а затем снова восстанавливается четкость речи, логика высказывания, стройность стиха — это к говорящему возвращается цельность взгляда и присутствие духа. Видимое косноязычие этого стихотворения — косноязычие заклинания, сами себя заборматывающие повторы, дающие нам непосредственно прочувствовать ситуацию крушения, распада — и усилие воссоединения разлетевшихся звеньев… Оттого и строки о родителях — растерянные, ёрнические, двусмысленные: От отца мне достался приёмник — я слушал эфир. А от брата достались часы — я сменил ремешок и носил, и пришла мне догадка, что я некрофил… — связь поколений больше не приветствуется, «время перемен» в очередной раз требует отречься от веры отцов. Понятно, что герой сознательно противостоит этому поветрию, но в отличие от Гандельсмана, Новиков пишет о родителях без радости обожания, но с горечью покаяния, выражает не восторженную либо нежную любовь, но подростково-неуклюжую ревность, борьбу изначальной привязанности и стремления к независимости. Идиллия взламывается цинизмом, сентиментальный тон поэту просто невыносим: …помню папины закорки, снизу мамины заколки, теплый праздник Первомай, кого хочешь выбирай!.. — насколько это непохоже на ура-патриотическое (или, по крайней мере, лирическое) кипение первомайской демонстрации в восприятии малолетнего героя В. Гандельсмана! Тем более — то, что происходит дальше: …Выбирай Валерку салкой, и недюжинную прыть мы покажем вместе с Алкой, разумеется, за свалкой… Дальше тошно говорить. Перед родителями стыдно — как перед самим собой, всё прорывающимся в этот загадочный большой мир — и вновь не прорвавшимся, не постигшим пока вожделенной тайны: Обязательно будет истерика, обязательно будет скандал, звук — на полную, голос из телека для соседей бубнит по складам. Я в компании выбился в лидеры. На груди, словно орден, засос, чтоб родители видели, видели, как их сын грандиозно подрос. Но и свершившееся наконец приобщение к миру взрослых, прощание с детством вызывает у поэта ощущение предательства. Предательства самого себя, лучшего в себе, самого дорогого — как водится, самого хрупкого. Остаётся либо махнуть на все рукой — «Предание огню предписано на тризнах. //И мы ль не предадим?», либо закрыться, затаиться, выбрать удобную роль и бесстрастную маску: Школьной грамоты, карты и глобуса — взгляд растерянный из-под откоса. «Не выёбывайся… Не выёбывайся…» — простучали мальчишке колеса. К морю Чёрному Русью великою ехал поезд: я русский, я понял непонятную истину дикую, сколько б враг ни пытал, ни шпионил. Можно толковать эти стихи и по-другому: «непонятную истину дикую», пожалуй, и выдать-то врагу действительно невозможно. Д. Новиков возвращает в поэзию блоковское понимание, а вернее, ощущение необлекаемого в слова, неизреченного, непостижимого замысла о России. Вот — как и у В. Гандельсмана, стихи, рисующие «лагерные» будни, пионерскую линейку. Те же, вроде, пионеры, да уж не те. И совершенно иное, уникальное, не общедетско-советское, а сугубо личное переживание, мгновенное проникновение в запретные сферы — не примитивными идеологическими препонами запрещённые школьнику-подростку, но и вообще доступные далеко не каждому: Выпили красного граммов по триста — и развезло, как котят. Но обрывается речь методиста… Что там за птицы летят? Плыл, как во сне, над непьющей дружиной в даль журавлиный ли клин, плыл, как понятие «сон», растяжимый, стан лебединый ли, блин?.. Птицы летели, как весть не отсюда и не о красном вине. И методист Малофеев, иуда, Бога почуял во мне. Совершенная музыка этого стихотворения дает понять: свершилось. И вовсе не первая в жизни пьянка до розовых соплей случилась, а произошло рождение поэта. А лагерь… Ну что лагерь? В лагере всё как водится. Происходит и иного рода инициация. Поэт в одном восьмистишии виртуозно соединяет детскую ещё похвальбу, взрослый цинизм (который у Новикова всегда — не от скудости душевной, а от пронзительной горечи) и настоящую печаль. Есть понятие «вечного возвращения», но не меньше бередит сердце мелодия вечного расставания. Кто русский — тот понял: * * * Как орлята с казенной постели пионерской бессонницы злой новизной онанизма взлетели над оплаканной горном землёй и летим словно дикие гуси лес билибинский избы холмы на открытке Наташе от Люси с пожеланьем бессмертия мы Первое чувство, как романтическая, так и физическая его составляющие — как уже говорилось выше, есть важнейшее испытание, посвящение, преодоление барьера взрослости, а заодно и границы миров — узнавание секретов и причуд противоположного пола. Новиков, в своей манере, пишет об этом достаточно жёстко, даже грубовато. Но при этом остаётся предельно искренен и не становится похабно-откровенен. Скрытая боль, подспудная нежность этих стихов дорогого стоят: Да, это я лишил сокровища за сценой актового зала девятиклассницу за то ещё, что в пятом мне не подсказала. Но нет любви без этой малости, без обоюдной, в-общем, муки, как нет религии без жалости и без жестокости науки. Жестокая наука — терять и вновь обретать, брать, отдавая, дарить, неизбежно теряя… Всплывает образ качелей, раскачивается метафора волны: Ты помнишь квартиру: прожектор луны, и мы, как в Босфоре, плывём, и мы уплываем из нашей страны наверх, по-собачьи, вдвоём? Ещё мы увидим всех турок земли… Ты помнишь ли ту простоту, с какой потеряли и вновь навели к приезду родных чистоту? Есть у Д. Новикова и по-настоящему романтичные сроки о любви, но главное, что в его стихах «про это» присутствует эхо потрясения, ошеломления, открытия. Нового состояния, иного уровня бытия: Это был какой-то неровный стык. Это был какой-то дуги изгиб. Свет погас в вагоне — и я постиг — свет опять включился — что я погиб… И всё-таки чаще всего в своих стихах — даже вроде бы говорящих о другом — Денис Новиков воспроизводит день, час, миг поэтической инициации: обретения нового зрения и нового слуха в сочетании с моментальным осознанием своего нового положения относительно всех остальных и всего остального. Главное здесь не явление первых ритмов и строк, а предстояние судьбе, участи. Как звучал бы пушкинский «Пророк» сегодня? — Как можно будничнее, прозаичнее, вскользь: «Мне сказали: «займи эту нишу» — //двое в белом. И быстро ушли». Как можно меньше пафоса и сантиментов — «учись естественности фразы» и иронии. Чтобы спрятать боль (в современной жизни и поэзии боль также девальвировалась, как и все остальные человеческие проявления) достаточно и самой нейтральной фразеологии: Детский сон мой, придуманный позже, Впрочем, как и всё детство моё, В оправдание строчки… О боже, Никогда мне не вспомнить её. Первой строчки, начала обмана, Жертвой коего встал и стою Перед вами я, папа и мама. Пропустите урода в семью. В том-то и дело, что — не пропустят. И обречён поэт вечно скитаться в неком преддверии, чистилище, по кругам отчуждения зрячего — от слепых, слышащего и говорящего — от глухонемых… Взыскующего — от довольных. Вновь и вновь переступать через Сиваш моей памяти, через кофе столовский и чай бочковой, через по кругу запущенный херес в дебрях черемухи у кольцевой, «Баней» Толстого разбуженный эрос, выбор профессии, путь роковой — вновь и вновь проживать уже однажды совершавшееся приобщение к взрослому миру, совершавшееся — да, как видно, не совершившееся. Во многих и многих стихах уже о себе теперешнем, якобы умудренном и возмужавшем, Денис Новиков признает поражение всех попыток стать как все. Вот — стихи о жизни: Теснее, и проще, и строже мужчины общаются с ней. Как с женщиной, Господи Боже! А я не желаю тесней. Мужчины живут, проявляя при этом всякие специфические мужские качества. Но кто же тогда ты? * * * Мальчик слабохарактерный, молодой человек с незажившей царапиной, я прикладывал снег, падал снег, я прикладывал, и покорством своим я покойников радовал, досаждая живым. Мальчик, который всё «теснее, и проще, и строже» соседствует никак не с общепринятыми прелестями взрослой жизни, а с «покойниками», сиречь со смертью. Впереди — не взрослость, а только смерть: «Что Россия? Мы сами большие. //Нам самим предстоит умереть». Естественного и счастливого перехода на новый уровень, восхождения на новую ступень — не произошло. Все инициации были именно инсценированным ритуалом, но не действительным перерождением. Вечное детство, вечная весна — иллюзия и миф, не больше. Но и не меньше: человек потерпел крушение, но родился и состоялся поэт, в поздних стихах вполне овладевший и сердцем, и даром, и словом: * * * Будет дождь идти, стекать с карнизов и воспоминанья навевать. Я — как дождь, я весь — железу вызов, я пройду — ты будешь вспоминать. Будет дождь стучать о мостовую, из каменьев слезы выбивать. Я — как дождь, я весь — не существую, а тебе даю существовать. СТРАНИЦА
ЕВГЕНИИ ИЗВАРИНОЙ НА СЕРЕДИНЕ МИРА ЖИЗНИ АЗБУЧНАЯ ВЯЗЬ Евгения Изварина о себе — и о поэзии Евгении Извариной. Стихотворения осени и зимы (2008) В пределах осязанья и вокруг Стихотворения нового года Там залегла твоя жизнь: очерки ПОЭЗИЯ МЕТАМОРФОЗЫ Евгения Изварина о поэзии Елены Шварц. стихотворения 2009 г. вести на середине мира станция новое столетие город золотой корни и ветви озарения |