на середине мира алфавит станция москва ИЗБРАННОЕ из писем ЕВГЕНИЯ ШЕШОЛИНА Артему Тасалову часть первая * Мои пояснения в письмах даны курсивом. A.T.
I
Письма, написанные до окончания института.
№1 22 июня 1977 Первое письмо от Жени; написано, вероятно, с педагогической практики, которую мы проходили на 3 и 4 курсах в школах области. …Я, пропутешествовав по всей этой распроклятой области (сюда из Куньи я добирался даже на товарняке), очутился в клоаке цивилизации под кличкой достойной её: Жижица. №2 до 1979 *) Эпиграф к письму — стихотворение А.Тарковского «Бедный рыбак». …Нахожусь на краю земли. При этом должен давать 7-8 уроков в день. Классы по 4-8 человек. Это я так, чтобы ты знал, что тебя ждёт. Когда вернусь (если вернусь), я тебе расскажу о своей поездке в Ленинград. Там было много интересного. Познакомился с поэтом Охапкиным, коего «весь Питер считает лучшим». Читал он свои стихи из журнала «Апполон» (Париж) — действительно здорово. Из тамошней публики выделяется резко. Но об этом — потом… ___________________ *) Конверт утерян. II Выдержки из некоторых писем, написанных во время работы в средней школе посёлка Красный Невельского района Псковской области. №3 25 октября 1979 г. Первый год работы после окончания института. Здравствуй Тёма! …Народничество твоё раздражает, и этим бесцветноглазым, глупым и уже неисправимым я предпочел бы негритят. Русского народа нет (может быть уже, а может, и еще). Хорошо, что есть язык. Кажется, непереносимый для тебя парадокс, но нигде не было такого отрыва поэзии от народного творчества, как в России 19-20 веков. Теперь народного творчества уже нет, т.к. нет и народа. Жаль, — песенки помогают жить. Стихи выше песен тем, что это не перерыв на обед, это дверь в другой мир. Кажется, ты уже готов меня убить? Но трезво, ясно взгляни вокруг: что тут хотя бы характерного, нетрафаретного? Что тут хорошего? Нет, ничего нет. Нищее трудно придумать. Бунинской деревни нет и в помине. Бледно. Сыро. Противно. Надо ехать на юг. Я не целинник. … Еще я хочу сказать, что очень люблю твою одинокую душу, и больно было бы видеть, как ты читаешь свои стихи хотя бы избранным в общаге. И еще, я здесь ближе к корням, «могучим корням великого народа». Они уже сгнили. …Я приеду на каникулы. Поговорим обо всем. И еще: я никогда не косный. Переубеди! Я гибок. Мне единственно не хватает в этой жизни крепких зубов и силы воли. Чао! Не обижайся. Пиши. Жду всегда. Женя. P.S. Как ты насчет самиздата? Почему бы ни заварить какую-нибудь кашу, типа издания в Пскове журнала. Нас трое, да может быть, Вася или еще кто… Надо жить! Не тонуть же в г…! Не заберут! Вот стишок: *) *** Цветы такие же, — пониже нагнись; а в детстве были ближе; и те же муравьи снуют, и точен запах позабытый, и по настурции умытой жуки из памяти бегут. И вовсе ты не изменился, и ничему не научился, и раньше, чем родился, знал: вон та травинка воплощенья ждала столетья, как прощенья. А вот и жук с нее упал. Да, перечитывая Есенина, я понял, что был где-то неправ. __________________ *) Cтихотворение вошло в сборник Избранных Стихотворений, который Женя сам составил в 1987 году (далее — Избранное-87), и на который я в дальнейшем буду ориентироваться как на канонический текст. Этот cборник в 2000 г. был опубликован мной на сайте интернет-библиотеки Лавка Языков. (Редактор — Макс Немцов) с моими комментариями. №4 19 октября 1979 …Я послал стихи в 32 журнала. Осталось ждать из 22-х. Пока обещали напечатать в «Знамени» — Москва и «Немане» — Минск. …Вот несколько стишков: *** Как жизнь привычна до грозы: Бежишь собакою по краю, Бежишь, себя не замечая, — До сна, до смерти, до слезы. Так вот она — темна до дна: Взгляд хрупок, и привычны ломки, И ты бежишь по самой кромке, И тошнотворна глубина. *** Жидкий лён, как волосы, от пота *) слипшиеся, тонок, непричёсан; вдоль дороги жёлтой, по болоту жидкий лес осинами разбросан. Хлябь и хлеб натруженный, со вкусом этих кислых пашен бестолковых, и во льне намокшем, грязно-русом, — стайки нежных вспышек васильковых. *** В деревне вечером вспоминаю о прошлом Паучком пробежит тревога, — Кто-то тонет в глубоком лесу, Потухает вдали дорога, И пойти не достанет сил. Быстро-быстро чернеет вечер, Обступили деревья дом. Одиноко поёт кузнечик, Прижимаясь к тёплой земле. *** (это ещё в августе)
Л. А. **)
…И снится мне земля, распаханная Ноем, И бородатый лев, играющий со мною; Я буквы-червячки застывшие читал, Но ветер мне мешал, и я не понимал. Мы не могли читать: мы всё чего-то ждали, И, то и дело, взгляд невольно поднимали, И показались мне глаза её, черны, И бледное лицо в расщелине стены. Я слово начерчу на мягкой доброй глине, — Столетья обожгут, и буквами застынет: Окоченевший знак, окостеневший звук; Но время — только взмах двух лёгких белых рук. Тысячелетний лев, я камнем стану тоже, И вереницей дев — все на неё похожи — Столетья потекут, и в каменную грудь В холодной тишине ни слова не вдохнуть. М.***) Когда-нибудь осенняя дорога, Где шли мы вместе, что горчит пока, Так позовёт, так станет далека, Что удивимся: до чего легка! — И счастья было даже слишком много. Ещё мне можно горсточку Плеяд Тебе, что б не погасли — осторожно, Отдать, — бери: обжечься невозможно, — Они не жарким пламенем горят, — Так далеки, что руку леденят. Есть и ещё много всякого. Потом. Не умирай. Всегда твой Женя Ш. ________________________ *) Это прекрасное стихотворение вошло в Избранное-87. **) Посвящение мне неизвестно. С удивлением обнаружил, что данного стихотворения нет в Избраннном-87. ***) Это прекрасное лирическое стихотворение, посвященное Марине, тоже не вошло в Избранное-87. №5 31 октября 1979 г. Очень рад был получить твое умное терпеливое письмо. Конечно, как всегда, согласен не со всем. Так, Пушкин кроме раёшного стиха в «сказке о Балде» писал, как ты знаешь, и сонеты, и терцины, и гекзаметром и т.д. …Зря ты плохо упомянул Жуковского и Вяземского. Они были, кажется, не так дурны сами, чтобы считать их фоном кого угодно. …Бунинскую деревню я не представлял матрешкой уже потому, что она не такая. Она не менее, — более, — страшна, чем деревня Лескова, но в ней есть дух, который я люблю и считаю родным. В Изоче этого нет. Жизнь моя хреновая. Начинает просыпаться спрятанная во мне неуверенность. Я ничего не могу писать, — кажусь себе эпигоном. Мне кажется, что я люблю больше (творчество) других, много понимаю, но нет у меня изюминки, чего-то своего… …Как я хочу в город! Кажется, я люблю каждый город, и город вообще. Сейчас во —Времени— показывали Арбат. Господи! Почему я — в Изоче? Зачем? Я как в тюрьме! Одно утешение — ваши письма. …Недавно смотрел творческий вечер Астафьева, и мне понравилось. Пиши. Пока. Твой Шелошик. №6 23 января 1980 г. …Мне вдруг резко показалось, что обыкновенная техника не может дать уже ничего нового, если, конечно, нет совсем уж своего голоса, как у Пастернака, Цветаевой или Лорки. А у меня, к сожалению, средства выражения не слишком своеобычны. Что-то надо искать. Сверхтехнику. (фу, как звучит!) Ищу. Неудачно. Но ищу. Найду… Читаю. Очень советую: «Степной волк» (Гессе — у Славика (Мирослав Андреев)), «Домой возврата нет» (Вулф — у Славика), «Повесть о Сонечке» — Цветаева » Н. Мир. А из стихов — Ф. Песоа под псевдонимом А. Кампос… №7 29 января 1980 …Ужасный мороз. …Под ласковым январским солнцем зреют великолепные стихи, и я жду, чтобы хоть один упал на мою голову. Упражнения кончились. Я выдал себе аттестат. «Сонеты писать умеешь!» Жду плодов. А они зреют. «На дивную притчу святого жука-скарабея меняю надежду быть принятым в толстый журнал!» *) ___________________ *) двустишие из стихотворения М. Андреева. №8 2 апреля 1980 Сейчас прочитал твои стихи. Здорово! Я так проникся, что даже в зеркало посмотрелся. Очень нежная у тебя лирика. Щемящая, сказал бы… …Странно, что стихи Олега Охапкина уступают нашему уровню.*) Приходиться выбирать, — вряд — более 10. Может быть обидится. Пусть. …Я изменил жизнь: «борюсь» за Марину, остальное бросил, работаю в школе и за машинкой. ___________________ *) Могу подтвердить это, казалось бы, самонадеянное для молодого поэта утверждение, тем слабым впечатлением, которое оказали на меня современные уже стихи Олега, найденные недавно мной в Интернете. Возможно, он так и не написал ничего более сильного, чем стихотворения конца 60х — начала 70х годов прошлого уже века, которые составили книгу его Избранного, выпущенную издательством «Беседа» (Париж-Лениград) в 1989 г. с интересным предисловием Виктора Кривулина. О нашей встрече в 1979 г. с Олегом я писал в дополнении 2000 г. к эссе о Жене. №9 15 апреля 1980 Здравствуй Тём-Тёма! …Ты знаешь, мне хреново, правда, как видишь, борюсь с собой*). …Я — видишь — расписался. Но это далеко не все. За последние дни штук 15, и я еще не со всем сам разобрался. Перевёл Гёте «Лесной царь» с цветаевского подстрочника. Вроде, ничего… …Ладно. Жив я. Здоров. Стихи пишу. Печатаю**). Вот, твои уже все — кроме «Поликарпа» в 4-х экз. готовы. Сейчас — Славиковы. Жаль мне, ох как жаль еще и его потерять***). Но йога, кажется, к тому ведёт. А я давно себя таким русским не чувствовал. Пиши. Чао! Шелошик. Далее в поле письма напечатаны на листках из школьных тетрадей 8 стихотворений. Вот три из них: *** Маленьким, хрупким, рассыпчатым тело ****) стало казаться моей голове; может быть, солнце декабрьское село, может быть, гном заблудился в Москве. *****) Может быть, бродит в снегу по колени по бездорожью слепой лилипут, может быть, слишком крутые ступени в это холодное небо ведут. Снег Бробдингнега, о, снег Бробдингнега! Что-то я вынес и что-то сберег: горстку горячего, синего снега, связку промерзших каляных дорог. Тает головкою спичечной вера, и закатилось колечко в траве... Сон Гулливера, сон Гулливера: звезды растаяли на голове! *** В глухие дни Армагеддона, В глухой, немилостивый день — Ребро вселенского закона, И ледника сырая тень. Я в тонких пальцах кубик жёсткий Сожму до боли… — Перестань! — Зелёной обрастает шёрсткой Под острым снегом эта грань. Уже сосновые морены, Как кожу нежную, песок Открыли свету, и Венеры Блестит теплее перстенёк. Нас небо вечно учило, Царапала до крови сталь, Звезда зелёная горчила, И переменой пахла даль. *** Ты виноватой быть хотела?! — Дороги разные у нас! Неси, как искушенье, тело И сладость тёмно-карих глаз. Но нет, постой ещё немного — Рука холодная в руке, — Ты непонятна, как дорога И этот лес на сквозняке. ____________________________ *) В это время Женя мучительно переживал разрыв со своей первой женой Мариной. **) Имеется ввиду первый номер рукописного журнала «Майя», который изначально задумывался нами вместе с Мирославом Андреевым, и в котором я в дальнейшем отказался участвовать из-за принципиальных разногласий с М. Андреевым. На сайте Русская виртуальная библиотека есть сейчас такая информация: «Майя» — литературный альманах, изготовлявшийся в Пскове. 6 номеров с 1980 по 1993 г. Ред. М.Андреев, Е. Шешолин, А.Соколов (Нестеров). См. Краткую справку Мирослава Андреева в НЛО, № 34 (6/1998), с.297-301». ***) Мирослав сыграл некоторую негативную роль в ситуации разрыва Жени с женой. В дальнейшем отношения Жени и Мирослава наладились, хотя оставались неровными. ****) Стихотворение вошло в Избранное-87 *****) Только теперь, набирая этот стих, я понял, откуда этот гном взялся. Дело в том, что в это время Женя печатал для первого номера «Майи» мой юношеский рассказ, в котором я описывал свою встречу на одном из московских бульваров с гномом по имени Поликарп. В рассказе я подробно описал эту короткую встречу, и Женя не раз возвращался в наших беседах к этому эпизоду. №10 23 апреля 1980 …«Личной жизни» нет. А знаешь, одному хорошо! Мир кажется о ста дорогах и тысяче тайн. Хотя знаешь, что пространство мерить суетно, и всё ж!... Купил маленькую книжечку Унамуно (соотечественник и современник Лорки, Мачадо). Есть чудесные вещи. …Контраст твоего сухого письма (дядя — дяде) и посылки (с любовью; маленькие изыски) мне очень понравился и еще раз напомнил о твоих гордых закавказских предках. *) Всё-таки от вас я всего самого прекрасного ждал, но не заботы. Это вообще как-то выпадало. Ладно, кончу а то ещё заплачу! Пиши! Женя ______________ *) Женя имеет в виду моих родственников-армян по отцовской линии. Он же указал мне однажды на персидское происхождение корня моей фамилии. №11 18 мая 1980 …захотелось с тобой поговорить — как-то сильно тебя вспомнил. Знаешь, чего-то стало вдруг нестерпимо жаль. Не сентиментальность, нет. Впрочем, об этом не сказать... В общем, грущу по нам... Я написал несколько стихотворений, какие и посылаю. (далее идут 6 стихотворений, из которых даю здесь два) *** В конверте время рифму принесло. — Моё неуловимо ремесло, А всё ж нужна высокая сноровка. Куда меня сегодня занесло? — Мне время — парус, действие — весло, Для строгих строчек хитрая уловка. Да будет всё классически. В наш век Иронии спасительную маску Я не могу со всеми примерять. — Есть навык ремесла. — Умру, как грек, — Не выдам безысходнейшую сказку. Рука набита. Бога не унять. Да будет всё классически. Пускай Увижу свой неодолимый край, Что выше головы, я в день прекрасный! Петрарка! — я опять прошу любви! — Чтоб был сонет замешан на крови, Да быть ей вновь классически несчастной! А мы за эти классики — сполна... (Есть девочка — придумана она — И имя очень редкое: Евтерпа. Она легко мне тему подберёт, Подскажет, вспомнит, и перечеркнёт, И мастерски всё это перетерпит...) *** Звезда зелёная сверкает, *) И стынет глаз, и ноет кровь, И сердце что-то вспоминает, Но я не понимаю слов. Деревья хищные крылаты, Жук отдыхает на руке... Я говорил с тобой когда-то На позабытом языке. Знаешь, в последнее время увлёкся переводом: очень многому учит, головокружительно интересно: входишь в мир. Благо, был хороший подстрочник Цветаевой «Лесного царя» Гёте с её критикой перевода Жуковского, чем я и воспользовался. А в одной книжке нашёл подстрочники персов, ну и... Пиши мне о своих стихах — я стал очень жадный до нового. …Привожу переводы. (Далее следуют несколько переводов, из которых привожу переводы из Гете и Хафиза. Это одни из самых первых опытов Жени в переводе.) Лесной Король (Гёте) Кто скачет сквозь ветер в чернеющей мгле? То всадник с сыном в одном седле. Крепка и надёжна отца рука,— дорога сына тепла и легка. «Сынок, ты дрожишь, — испугался, что ль?» «Отец, посмотри, там Лесной Король! — Не видишь: корона, и хвост горит?..» «Да это туман на траве блестит». «Мой милый мальчик, иди ко мне! — Есть чудо-игры в моей стране. По берегу, что для тебя расцвёл, Несёт моя мать твой златой камзол». «Отец, ты не слышишь, что он говорит? — Отец, он меня в темноту манит!.. » «Не бойся, что ты, — мы здесь одни: листва шуршит, и мерцают пни». «Мой мальчик единственный, хочешь ко мне? — Ты помнишь, — как нянчат тебя во сне? — Моих дочерей хоровод голубой Тебя убаюкает, мой дорогой». «Отец, ну отец мой, смотри скорей: Вот он, король голубых дочерей!» «Сынок мой, сынок, там кусты, пенёк, — Я вижу точно: там пень, сынок!» «Тебя я люблю, ты во мне горишь, И хочешь-не хочешь, ты мой, малыш!» «Отец мой, всё ближе лесной Король! Отец мой, отец!... 0, какая боль…» И стонет дитя, и горит, что огонь, И в ужасе всадник, и в мыле конь. Хватило им сил доскакать до крыльца, И мальчик был мёртвым в руках отца. Из Хафиза **) Калам, бумага, ручеёк — забвенье, И луноликая у ног — забвенье. Сочатся медленно часы — Меж пальцев золотой песок, — забвенье. Прохладой пахнет лунный свет, Одет в тюльпаны твой лужок, — забвенье. Глубокое вино в глазах Любимой, и несёт глоток — забвенье. О, не завидуй! — стих мой врёт, И не найдёт в нём хищный рок забвенья. Невест стройнее нет моих — Газели все... Лиши их Бог забвенья! Хафиз, в сомненьях жизнь прошла, — Пойдём в любимый кабачок-забвенье. Так я работаю. Кстати, немецкий текст Гёте у меня тоже, к счастью, был, так что даже ритмы я старался подгонять. Работа эта кропотливая. Пиши! Жду. Шелошик ________________________ *) стихотворение вошло в Избранное-87 **) Одно из первых переложений с фарси, и — очень удачное. Считаю уместным привести здесь выдержку из предисловия Жени, которое он сделал к первому варианту Северного Дивана в 1984 г. «Увлечение персидскими формами стиха не было для меня забавой. В основу полагалась газель. Как известно, она так и осталась экзотическим видом в ареале русской поэзии, несмотря на попытки Фета, Брюсова, Вяч. Иванова, Кузьмина, Ликсперова. Как форма очень характерная, газель властно требует проявиться в себе чертам далекой родины, от чего и мои образцы не вовсе свободны. Дело в другом. Мне представляется малым внимание прежних авторов к важному свойству газели, отличающему ее от других форм: бейты /двустишия/ ее должны быть автономны по отношению друг к другу; в классической газели они готовы /кроме первого и заключительного/ к перестановке местами внутри общего каркаса, а то и вовсе могут быть изъяты без ущерба для целого. Такое требование направляет внимание на повышенную ассоциативность, когда вокруг «свечи» — темы вьются «мотыльки» — двустишия. Все это в определенный момент совпало с моим желанием свести до минимума схематическую сюжетность стихотворения. Газель оказалась, в этом смысле, искомым, а в дальнейшем метод открыл свои горизонты, став на долгое время любимым. Вокруг газелей наросли другие традиционные формы персидского стиха: касыда, кита, муссалас, мухаммас, мусаддас, месневи, рубаи, фарды и тарждибанд. Надеюсь, мне удалось вдохнуть жизнь в старые, прекрасные формы». №12 20 мая 1980 Здравствуй Тёма! Ситуация изменилась. Ко мне приехали Славик и Соколов. Влились (в состав авторов альманаха «Майя»') Соколов, Бухбиндер, Бетехтин и Богомолец.*) Все они — настоящие поэты, прошедшие долгое развитие, все — разные. За качество — ручаюсь. Далее. Выяснилось, что О.О. (Олег Охапкин) может переправить за кордон номер. В этой связи, как я считаю, необходим разговор с тобой, ибо я плохо знаю твое отношение к таким вещам. Антисова (антисоветских материалов) по-прежнему не будет. Но! Если ты даже будешь против, то зубы уже чешутся… Придется тогда снять тебя из этого — одного — номера. Но подумай. Я не питаю никаких иллюзий относительно Совдепии, хотя меня и где-то там все обещают тиснуть и т.д. Впрочем, ты меня знаешь. Ты же другой в этом, я знаю. Я хочу сказать, что ты не упадешь в моих глазах, ежели откажешься, хотя было бы обидно, и вообще, я, конечно, думаю, что ты жестоко заблуждаешься… Я здесь засиделся, я хочу событий, и я за их спешку, — в субботу лечу в Питер, там мы уже объединяем журнал для О.О. …Название «МайяRaquo; пока осталось, хотя я — против, ты — тоже, но у нас нет пока ничего взамен. У меня все нормально: «Нет, таких не подмять, не рассеять…» (ха-ха-ха!) Твой Шелошик ______________________ *) Все четверо — Александр Соколов, Василий Бетехтин, Юрий Богомолец, Игорь Бухбиндер — друзья Мирослава Андреева из Фрунзе. На мой взгляд, наиболее одаренные поэты из них Василий Бетехтин и Игорь Бухбиндер. С Бухбиндером и Богомольцем Женя встречался впоследствии в г. Фрунзе. Бухбиндер скончался в 1983 г., Бетехтин, если не ошибаюсь, тоже затерялся еще до Перестройки. В 1980-ые годы я несколько раз встречался в Пскове с Ю. Богомольцем, талантливым поэтом. Женя одно время получал через него горное мумиё, которым торговал с рук более-менее успешно. №13 31 мая 1980 …у меня кончился год (работы по распределению). Я уже достаточно привык; остаюсь здесь еще на год — от армии, — в Латвию меня не отпустили. Займусь музыкой и английским, напишу новый сборник. Весь выложусь. …Помнишь, я говорил тебе о некоей девятикласснице?*) Так вот. Ничего не было, нет, и не будет, и быть не может, но я как-то через нее почувствовал свой возраст. Это грустно, друг мой, тем более что почувствовал впервые. А кругом цветёт, цветёт черёмуха… __________________________ *) Имеется в виду лёгкая платоническая влюблённость в одну из школьниц. №14 16 октября 1980 …Я живу… Живу ли? Писать, и то некогда, — на моей (!) шее, кроме уроков ещё и школьный огород! Поэтому — первый раз в жизни — скорее бы зима! И страшно (!) весны. Маразм!.. Дети не радуют. У каждого своё призвание, я не учитель, но ещё меньше — солдат. Из двух, так сказать, зол… Могу только не калечить души, но поправить — не могу никак. Не умею. Я страшный индивидуалист. В общем, Лигейя, умиранье. Будучи в Пскове познакомился с Таней — смоляноволосой казачкой, преподавательницей музыки в музыкальном училище. Еще она поёт в церковном хоре и учится на 4 курсе заочно на филфаке. Как-то влюбился. Ей я, кажется, очень понравился. …Не знаю, что будет дальше. Она теперь уехала в Египет, — очень много куда ездила, — по всему миру. На эту тему с некоторыми ирониями по поводу встречи — стихотворение *):
«О тихий Амстердам,
О тихий Амстердам...» Бальмонт Ваши пальцы — для рояля, Ваши пальцы посинели (В парфюмерном Амстердаме не бывал я никогда), — Ветер Вы переносили, на скамейке Вы сидели... Только в зале, только в зале Вы пребудете всегда. Лэди, лэди, деревенской Вы не терпите попойки, И стакан червивой браги — не для европейских дам! Желтый вирусный осадок пью я на родной помойке За Бальмонта и за лэди, за Париж и Амстердам! Лэди, лэди, я — хороший, и глаза мои — большие; Это просто я куражусь, и слова мои пьяны... Никогда я не поглажу Ваши волосы степные; Ваши взрослые мужчины вдрызг степенны и умны. Но Марьяне, но Оксане в изумрудном Амстердаме (Ты — казачка, — где же лэди?) соберу я свой букет, И голландские тюльпаны заалеют под ногами, И мы будем в Амстердаме, что нигде на свете нет. Теперь я немного хочу поговорить за поэтов. Ты зря говоришь, что я холодно отношусь к Лорке. Отнюдь нет. У меня он входит в десятку (есть у меня такая шизофрениченка — иногда считаю, — постоянно меняется) **). Сейчас, если интересно: (задумался я) (места не важны) Мандельштам, Басё, Лорка, Пастернак, Бунин, Элиот, Верлен, Монтале, Хафиз, Гораций.***) Впервые вошел Бунин, — я его раскусил. Удивительно хорошо. Долго не появлялся и Пастернак. Как видишь, нет ни Пушкина, ни Есенина. Я их, однако, люблю (второго больше). Мне сдаётся, что ты как-то уже подходишь, т.е. рассматриваешь; или уж так на роду написано, и тебе всё равно будет казаться насилием над собой чтение хотя бы Кушнера? Однако, вспоминаю, — нет! Ты ведь претенциозен здесь. Помнишь, ты совсем ненормально набросился на Бальмонта за слово «косогор». Я даже растерялся и как-то замял. Не указал на полную несостоятельность нападки. Вот косогор — (следует рисунок в письме) В любом советском шлягере можно услышать, и вообще везде. Это уже отдаёт озлобленностью. Догадка: м. быть, тебе не нравиться, когда на жизнь смотрят, как на игру? Но сколько слоёв в этом пироге, однако, — сам подумай! (Это я о жизни и об игре —p тоже) Впрочем, мнения не навязываю, — глупо. Принимаю тебя таким, как есть. …Написал я длинные письма: в журнал «Знамя» (что вот уже год не выполняет обещанного), в «Сельскую молодёжь» (хе-хе!), В. Катаеву, В. Марковой (переводчик с японского — знаешь?), Палиевскому (хороший литературовед). Послал много стихов и просьб. Жду. Во втором номере «Майи» участвовать, всё же, буду: 16 стихотворений. Как забодал провинциализм! — при всей моей глубокой и нежной любви к Пскову.****) Глядишь, где-нибудь в Москве, или в Питере появится, наконец, кто-то веса Блока, а мы что — так и останемся? … Пиши. Не забывай изгнанного Шелошика. ___________________ *) Вошло в Избранное-87. **) У Жени была привычка регулярно составлять и обновлять списки поэтов по одному ему известному рейтингу. ***) Обратим внимание — сколь широкий ареал мировой литературы был охвачен его пристальным интересом. К тому же этот ареал постоянно дышал и жил, меняя свои очертания. ****) Ценное признание, если учесть трезвый взгляд Евгения на современный социум Совдепа, сквозь который он всегда различал живые черты России. №15 15 ноября 1980 …у меня такая любовь, — ты не представляешь, — никто меня так не любил, и я — никого (я не кощунствую по отношению к Марине, но вспомни… эх!..). …Да, в школе — кошмар, и ты теперь убеждаешься в этом не теоретически. Это горько. Но у меня уже нет таких эмоций. Прошло. …Вот стишок (по-поводу моей — помнишь? — поездки к Марине, недавно). *) *** Как осень в ноябре больнее Кусты сухие обрывает, И ветки ломкие умнеют, И ничего не понимают, Где ждут какой-то страшной бури, И пыль блестит (не бойся Бога!) — Бросаешь ты, глаза зажмурив, Меня на звонкую дорогу. И край ползёт по расписанью Сквозь ветки наготой озёрной, Прилипчивые названья, И имя — надписью казённой, И родина стоит босая, И всё не те мелькают лица… Но это я тебя бросаю Нагой на белую страницу. И девочка вдыхает осень, Но уж мороз берёт за руки И безболезненно заносит Сырой апофеоз разлуки. Снег будет звёздчатый и крепкий, Ты разрумянишься с прогулки, Заснёшь, и поплывут на щепке В потоке бурном две фигурки — За расстоянием за дальним, За снегом, просто без причины Уже смешны и нереальны, Уже почти неразличимы. До свиданья. Женя Шелошик _______________________ *) Это прекрасное лирическое стихотворение известно мне только по этому письму. III Выдержки из некоторых писем, написанных мне в Москву за период 1980-1987 г. (Я закончил естественно-географический факультет Псковского педагогического института в 1982г. Однако, после 4 курса по состоянию здоровья вынужден был взять академический отпуск сроком на один год. Таким образом, учебный год 1981-82 года я так же жил дома в Москве. В 1984-87г. я работал лаборантом в цитологической лаборатории ЦКБ АН СССР. За это время Женя несколько раз приезжал ко мне в гости.) №16 17 июля 1981 …3 ночи провёл у Охапкина. Еще гостил у брата поэта Бобышева «очень известного в США» и Смольном районе Ленинграда, ныне живущего в Милуоки. Эти ночлеги — в доме, где Вяч. Иванов всех приглашал на свои среды. Интересно, что с ещё одной поэтессой знакомился в доме, где жил и умер Блок «у морских ворот Невы». Все они — кочегары и как-то запоем хвалят это. Надо подумать… Гхм… Питер потряс, как никогда (просто ты не привык!) *) Ещё ездил в Резекне, но «это за полями» письма… …Я наполовину (тьфу-тьфу) устроился с сентября в спасительную сельскую школу около Ершова (поселок в 30 км. от Пскова). Стишок: **) *** Нежилой, некрасивый накренившийся дом с растопыренной ивой под мутным окном. Лай далекой собаки. Взгляд из жизни моей. Эти скудные знаки и теплей и родней. Это тайна окраин и печаль тишины. Вот и мы не случайны и кому-то нужны. Свет луны терпеливой, грубо сбито крыльцо, и дремучей крапивой Заросло деревцо. Да, за это время два стишка «О, когда-то я падал в травы» и «Но если ты останешься одна» напечатали в «Ленинце». («Молодой Ленинец» — молодежная газета в Пскове) Привет от Тани! Your Шелошик __________________________ *) Мы тогда часто спорили — какой город лучше — Москва или Ленинград. **) Стихотворение вошло в Избранное-87. №17 12 сентября 1982 …Вот и ты… слёг (Вася, Пино, Адвентус, Гена, Славик…). Верю, что всё будет хорошо. Когда же хоть внешне успокоится наша жизнь?! В общем, не падай духом, в любом месте, думаю, есть и свои маленькие радости, и своя неповторимость.*) Утешитель с меня плохой, но я всегда тебя помню и люблю, и верю, что это как-то может тебе помочь. … А теперь немного о собственной inner world (внутренний мир). Уезжая из Москвы, хотел ее не то что б описать, но хоть что-то о ней. Но всё спрессовалось в это маленькое стихотворение о церковке, которую видел где-то в центре Москвы: Есть церковка в центре Москвы, Как бледные руки монаха, Воздетые к небу среди Спешащих куда-то людей. …Долго писал такое стихотворение (начал ещё давно — когда мы с тобой шли к твоему дому в июне, — помнишь: «пока ещё не отцвёл жасмин…»? Думаю, что выразил некую часть своей души. Стараюсь сейчас писать искуснее, чем раньше в смысле прихотливости созвучий, консонансов, аллитераций): *** Пока еще не отцвел жасмин, и аромат восточный-недотрога дорогу охладил прозрачным снегом, и ждут меня немного, и один стою и не вымаливаю — много, пока еще... Я сбился... Мир — как ты, — как женщина, как эллинское тело: взять, спеть, налюбоваться — все не то, — мне подарили белые цветы, и я не знаю, что мне с ними делать. **) Писал, конечно, и про «мой Восток». Вот пример: *** Чужой, прожженный край торговцев и менял, засахаренный рай, ты так манил меня! И вился виноград, как тысячи назад засахаренных лет. Мой вызубренный бред, такой же ты, — я рад. И в трещинах Ислам, богатый бирюзой, оббитой по углам, и нестерпимый зной, — чужой, слепой, иной; а я вообще — такой, и не привык иметь, и полюбил смотреть, и чьей-нибудь чужой оббитой бирюзой минуту жить за всех. Жалею, что осел твой вылепленный дом, и твой литой осёл немного, все же, мой, но надо ли о том?... ***) А вот по поводу, так сказать, своего безденежья. (Навеяно Псковом, разумеется.) *** Когда мы шли через репейник, И сумерки немного прибыли, Я был, наверно, коробейник В волненье радостном от прибыли... Теперь смотри, какой дремучий Тысячелетний сочный берег. Букет мой странный и колючий, Да вряд ли кто-то и поверит. ****) …Пока хватит. Не скучай. Постарайся приспособиться писать. Хотел бы быть вместе. Всегда твой Шелошик Женя _______________________ *) В это время я уже находился в неврологическом санатории «Покровско-Стрешнево». Женя перечисляет наших общих знакомых, кому так или иначе пришлось пройти через подобные заведения. «Маленькие радости» на этот раз заключались в освобождении от армии и в написании одного из лучших моих стихотворений «Апофеоз осенних листьев». **) Стихотворение вошло в Избранное-87 немного исправленным: Пока еще не отцвел жасмин, и аромат восточный-недотрога дорогу преградил прозрачным снегом, и ждут меня немного, и один стою и не вымаливаю — много, пока еще... Я сбился... Мир — как ты, — как летний снег, как эллинское тело... Мне подарили белые цветы, и я не знаю, что мне с ними делать. ***) Стихотворение вошло в Избранное-87 без последней строки. ****) По данным Мирослава Андреева — это первый вариант стихотворения, другой мне не известен. Первое четверостишие так «по-дурацки» смешно и складно устроено, что я сразу и навсегда его запомнил. В Жене и впрямь было нечто от купца-коробейника: удаль и сноровка. Как я уже писал, несколько лет он с переменным успехом приторговывал с рук мумиё, которое поставлял ему через Мирослава поэт из г. Фрунзе Ю. Богомолец. №18 15 января 1983 …У меня все нормально. Дали мне III инвалидности *), пенсию (примерно 20 руб.). Теперь буду в ближайшее время устраиваться либо сторожем, либо дворником, — до лета, а там — будет видно. В психдоме провёл 55 дней — целая эпоха, — немного писал, много видел, но расскажу устно, а некоторые стихи сейчас тебе подарю. Это стихотворение — о карте Родины, в связи со встречей с алкашом (вес 110 кг), 10 лет отсидевшим на Колыме и рассказавшем многие ужасы. ВПРАВО ПО КАРТЕ **) Уроку географии СССР посвящается Тянется, тянется карта... Слезит ли морозный ветер сквозных лагерей бесслезных замызганной жизнью тех, что нечеловеческим матом < в вечную память вмерзли за гранью запретных тем? Где выживет ражий и рыжий с каплями между век. На теле огромном вижу татуировку рек. …Напечатали меня 11 января в «Молодом ленинце» опять — 2 стишка: Старая Рига («Как будто рыцарей хмельная рать») и «Загублены звонкие стебли»… Пиши — жду и жди! Когда-нибудь все мы встретимся. Как писал Белый: «и встречи этой лишить нас не сможет никто». Всегда твой Evgeney _______________________________ *) Женя находился в это время в Псковском психдиспансере на амбулаторном обследовании в связи с необходимостью освободиться от призыва в СА. Из своего опыта я подсказал ему несколько паранормальных случаев, отчасти благодаря которым он получил освобождение. Поэтому не стоит придавать особого значения факту его нахождения в данном заведении. Под впечатлением полученного опыта, он написал триптих ЖЕЛТЫЙ ДОМ, который весь вошел в Избраннное-87. **) Стихотворение вошло в Избранное-87. «Татуировку рек» — Россия как тело зэка... Эпический образ. №19 23 февраля 1983 …Как-то без инцендентов, постепенно выявилось моё одиночество …сижу большее время дома или в своей сторожке, где читаю и пишу. Какой-то минимализм лезет в голову, типа: не самое худшее; это — как у Христа за пазухой и т.д. Как-то и не пью: не с кем, не на что, да и отвык немного. Скука смертная, — может приедешь, а? Я пока не могу, — не только из-за денег, но и из-за какой-то внутренней усталости, уход которой начнётся с весной. Вот, ходил к отцу Владимиру *), — он, повстречавшись, просил почитать новые стихи. Очень ему понравилось, и мне было приятно. Но нет, я ещё не сгнил окончательно, у меня, по-моему, ещё побольше чем у тебя оптимизма. В газете должны напечатать ещё мои стихи («Отец» и другие), а так же две статьи о Соллогубе и Монтене (последнее рассматриваю, как помощь семье). …Насчёт своего таланта не сомневайся, — он не есть количество выпускаемой продукции. Если же очень плохо, когда не пишется, то вот несколько советов. Фантазия. Постарайся уйти в фантазию. История. Временно опустить глаза перед неразрешимой суматохой настоящего. По методу Цветаевой: «Писать не могу? — об этом пиши!». … Ещё. У персов была такая интересная форма — «назире». Форма — соревнование. Берём, скажем, стихотворение Лорки и во столько же строк, таким же ритмом на ту же тему пишем — но совершенно своё, стараясь переплюнуть. Интересно ведь поспорить с великими! Я вот написал одно назире (для любопытных: посвящается афганским коммунистам, ведущим трудную борьбу с басмачами, вооруженными США) **) Это на стихотворение Пушкина «Гречанка верная…» Можешь сравнить, — только внимательно. Русская муза всегда откликалась… НАЗИРЭ ***) на стихотворение А. ПУШКИНА «ГРЕЧАНКА ВЕРНАЯ, НЕ ПЛАЧЬ...» Афганка, не рыдай, он встретил пулю грудью, Под взорами отцов не пал душой; С высокой головой на страшное орудье Он гнал коня. Последний взор был твой. Тогда ты с тайной, скромной гордостью смотрела, Как туг его кушак, как сталь клинка горела... Прощался он и встал на стремена, И таяла чалма в долине снежной птицей... Не плачь, он был Рустам, он с Дивом шел сразиться! Его душа тебе верна. Думаю, как утешение, как точная этнография, и вообще — у меня лучше. Кто видел — согласны. (Удачной кажется связь: Пушкин — горцы — Афганистан — персы — назирэ) Принесли мне тут книгу (явно, судя по некоторым оборотам — Н. Рериха) «Иерархия сил света». Нет, думается, не невежество. Во всяком случае, со стороны создателей. Без всяких аргументов гонится «космическая мистика», часто прерываемая психопатическим: «Да! Да! Да!» Претензия на заклинание. И! — уже не корявый язык. И — всё пронизано духом слепого подчинения. Вывеска, конечно, самая светлая. Полное презрение к истории. Странно переплетённый космополитизм и шовинизм. … Читал Бхагавадгиту. Сильное — очень — писание. Полёт мысли человека порой, всё-таки, поэтичен. Но я предпочитаю тайну, которая всегда со мной. (Не потерять бы!) …А. Белого читал. При всей тенденциозности, считаю роман (вероятно — «Петербург») очень сильным. По-моему, среди известных модернистов прозы (Кафка, Пруст, Джойс, Маркес и др.) есть и наш, русский. Вообще-то, ещё и Булгаков. Теперь — немного о своих стихах. Пишу теперь как Бог на душу положит. Что хочу, то и леплю. Вот, болталось что-то такое во мне отчужденное от всех и вся: Сон на Рождество человека N (не я!) Так в детской спальной страшно гаснет свет Да нет мы заколдованы поверьте Ещё нас не было ещё нас нет А может даже после смерти Живём и каждый сохранил Далёкой жизни отпечаток И как во сне мы не находим сил Стянуть с окоченевших рук перчаток Я б смёрз как голый молодой побег За пробужденье всех Когда б в груди не бился мёртвый век И веры нет в успех Я знаю я законы чту Ничто не появляется некстати Конвульсией свело мечту О дружеском рукопожатье Пробовал и рубаи: (хотел одного — свободы) *** Одна минута в сумерках — моя: Горит звезда любимая моя, — Минута равновесия… Уютно Шкатулка разукрашена моя. Как боль погасла жажда дальних стран, — Открылся более печальный балаган На старой детской площади моей Сквозь предвечерний голубой туман. Я замер сердцем, дал улечься пыли, Остановился, наклонился, выпил… Лепились облака великих дел, Дул тёплый ветер. Сладко пахли липы. (Как видишь, здесь мало претензии на чеканный смысл, что и не является догмой для рубаи, как у Хайяма.) А вот!: *** Гроза! — вот вам и вечер-старичок: Ночь — негр — гигант узоры ритма чертит! Ну и такое несерьёзное подражание восточному *** Сад готов. Каждый куст надеется. Расцвели, — розам в праздник верится. Все цветы нежным войском строятся. Если ты! — роза распрямляется И за шапку мою цепляется. Кто топтал — веселей ребёнка — Забывает, бежит тропинка, В пляс пошла золотая пылинка,— Разыграла безумье тонко, Переплюнуть меня старается. Меня занимает сейчас импрессионизм чувств и совмещение противоположностей. Мне нравиться сейчас взламывать форму. Мне хочется летать и уже хорошо, если это желание в этих корявых формах есть. Пиши, Тёма! Пока. Приезжай! ________________________________ *) о. Владимир Попов — тогда и ныне настоятель храма святителя Николая в Любятове (окраина Пскова). **) Эта ироническая фраза вставлена с учетом возможной цензуры писем. Понимать ее надо ровно наоборот. ***) Актуальность этого назирэ была в том, что имело в виду оккупацию Афганистана в 1979 году. На мой взгляд оно уже не так удачно, как назирэ к стихотворению Мандельштама «Феодосия», которое так же вошло в Избранное-87. №20 27 апреля 1983 (ровно за 7 лет до смерти) …2 апреля напечатали мой акростих *) (и ещё — «змейку жизни») — на месяц ошиблись, но день в день попали в католическую (мою!**)) Пасху. …Я, конечно, пишу, но много распространяться не буду, вот одно на восточно-околобиблейскую тему: КУПЕЦ ДАВИД ***) (восточная фантазия) Нет серебра Давида тяжелее, Давида мраморный дворец — невидан, и, трепетные, ждут его лилеи, — три белые жены в саду Давида. — Давид, вставай, — ты сам себе не нужен! Продай, продай натруженные глыбы! — Тебя узнал глубинной, тайной рыбы глубокий глаз — жемчужина жемчужин!.. ........................................ ........................................ Бредет базаром полоумный странник, сожжен слезами, зноем ли палящим; ему, смеясь, бросают черствый пряник, а кисть костлявая — еще изящна. Бормочет, стонет: «Мало... не хватило...», и вдруг застынет, будто чем разбужен... В далеком море, под глубоким илом лежит на дне жемчужина жемчужин. Да, прочёл сборник рассказов Набокова, а так же его романы: «Дар», «Подвиг», «Защита Лужина». Ещё — роман Чиладзе «И каждый, кто встретится со мной» и рассказ Битова «Вкус». Всё это очень хорошие вещи — сливки » одна лучше другой. …Я очень засиделся в Пскове (практически, никуда не выезжал с осени, не считая 1 раз — в Резекне), так что не удивляйся, если вдруг приеду. P.S. …Приписываю новое: в редакции узнали об акростихе, поднялся скандал. 2 человека получили выговоры… ______________________ *) Имеется в виду стихотворение «ВЕСЕННИЙ АКРОСТИХ», где первые буквы строк составляют Пасхальное приветствие «Христос Воскрес»: *** Хрупкими льдами уплыли недели, Рухнули шапки черемух апреля, И распахнулась зеленая даль. Синее небо на землю спустилось, Тоненькой веточкой сердце забилось. Осенью вспомнится, осенью — жаль. Снова порывистым криком грачиным Вычерчен город по веским причинам Общей с ожившей землей суеты. Скоро на платье душистом и тонком Крошка весна нарисует спросонку Редкие, крупные яблонь цветы. Ей даже мы удались, как растенья С еле заметным друг к другу движеньем. Этот акростих был напечатан в псковской газете «Молодой Ленинец» и наделал много шума в застойном болоте города. Если правильно припоминаю, то Женя, с удивлением не дождавшись никакой реакции, сам позвонил в редакцию от имени читателей и сообщил о смысле акростиха. Кого-то в редакции даже сняли с работы, если не ошибаюсь, а Женю совсем перестали печатать в местной прессе, и стал он у нас совсем диссидентом. **) Незадолго до смерти Женя присоединился к Православной вере через таинство миропомазания. Обряд прошел в храме равноапостольных Константина и Елены, вплотную к которому стоял домик Жени. ***) Стихотворение вошло в Избранное-87. Купец Давид — обращение к библейскому, христианскому мифу: вспомним притчу Иисуса о большой жемчужине, ради которой продается все остальное имущество, а так же и то, что с апостольских времен рыба является символом Самого Христа. №21 7 июня 1983 …Не пишу, но «песня зреет». Из прочитанного особо запомнилась «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» — в журнале «Ин. Литература» №12 за 1974 г. Ещё: в издательстве «Современник» в прошлом году вышла книжка стихов Ивана Жданова «Портрет». Что-то, скажем осторожно, совсем не похожее на то, что печатается нашим конвейером. Есть просто блестящие места, типа: «Останься боль в иголке! Останься ветер в чёлке пугливого коня! Останься мир снаружи, стань лучше или хуже, но не входи в меня!» Или: «Пускай электрической плотью себя одевает рябина! Пусть ночь остаётся на месте, а почва плывёт из-под ног! Отечество — ночь и застолье, а всё остальное – чужбина. Мы верные граждане ночи, достойные выключить ток». …Честно говоря, скучаю по тебе. …Напиши мне что-нибудь из Бёма — что-нибудь важное, а? А лучше — приезжай. …Может быть, ещё, — с неба или из-под земли, — свалится шанс, и мы махнём куда-нибудь — в Коктебель ли, на Памир… Всё время куда-то тянет. Путешествовать надо в себе, но я люблю и снаружи, — не осуждай меня! Приезжай! («хоть на денёк») Хороших стихов тебе! Твой Женя. №22 15 февраля 1985 *) …Долгое время тебя вспоминал и уже раньше этого письма понял, что ты мне по-прежнему дорог. В общем-то мне одиноко сейчас… С Таней мы разошлись уже около 3-х месяцев назад. Скитаюсь, пока не нашёл квартиры… …Какая-то страшная — по морозам — зима. Я работаю в котельной. Сильно скучаю по настоящей жизни. …Таня с тёщей так на меня обозлены, что даже Олю мне не показывают — и это — без реальной ссоры, просто с ровного, так сказать, места. Постепенно, кое-как, переживаю это. Хочется обзавестись комнаткой — очень. На неё тебя и приглашаю. … Приезжай, что ли!? И напиши. _______________________ *) Письмо написано после полуторагодового перерыва в общении. Причина этого в том, что в ноябре 1983 г. вся наша компания, кроме Жени (Мирослав Андреев, Анатолий Нестеров, Игорь Паначёв и я), попала под следствие. Я «провинился» тем, что в отличие от остальных участников, избежал заключения. Подробности этой неприятной истории здесь рассказывать неуместно. №23 24 марта 1985 …Посылаю звонкую витиеватость, хотя в целом пишу сейчас по-другому. Но эта игрушка, надеюсь, позабавит: *) *** Опять голодные грачи — зачем? — Такие — в трауре — врачи — зачем? Я наизусть печалиться умею, — не надо больше, не учи, — зачем? Прозрачная стена крепка меж нами, — цветные шторы, кирпичи — зачем? Чернеет что-то впереди, как ночью; ночь беспросветная — в ночи — зачем? Ум утешает, сердце плачет кровью; двум разлученным — палачи зачем? ______________________ *) Эта газель вошла в Избранное-87. №24 12 мая 1985 …Псков зазеленел и по-прежнему мне дорог. Но решение «оторваться от субстрата» крепнет. Если что-нибудь будет возможно, сделайте, т.к. я хочу к вам — поближе… …А ещё вернее, спичка моей души намокла в океане безысходности и уже, кажется, не может загореться сразу, как сказал бы какой-нибудь пошлый перс. …Побывал я в Ленинграде. Везде почти всё чаще я наталкиваюсь на одиночество, разобщённость, беспомощность какую-то. Всё чаще мир кажется таким жалким, и — впервые — маленьким. Неужели, по той надписи на стене дома, что около вас, таким стал я?... *) Правда в последнее время зеркало зазеленело, подуло чем-то заманчиво-настоящим, — наверное с юга. …Вот — лето протягивает нам свои объятия. Ведь все эти мои дёрганья **) — не от желания обогатиться, но — «инстинктивного» — выжить, пожить, пописать, сделать хоть что-то. ***) …Две новые книги: С. Соколова — роман «Между собакой и волком» — мощнее, думается, первого; со стихами довольно забавными, и — Алексеева — «фолиант» «Китайская литература» — огромно, серьёзно, интересно. …Вот — одно из последних стихотворений — немного в сатирическом духе: Подражание Цветкову ****) ... А осенью вспыхнет, как елка, аллея; родные домишки, — кому рассказать! По вечеру тихо плывет бакалея, и тени пришельцев по клумбе скользят. Ко мне — за сарай и немного пройдете Тропой Металлистов над сточной рекой, и лысый в цветном голубином помете все так же за ветками машет рукой. Опять не попасть на арену Икару!.. Я, видимо, крайний! — На то и гожусь... Я брошусь под первый попавший «Икарус», в трех проклятых улицах я заблужусь! Эпоха бесстыдно латает заставки. В кровавые жмурки играет плакат. Я выйду по нежно-сиреневой справке, ***** и надпись по золоту: «не виноват!» Очень скучно мне. Часто вас ******) вспоминаю. Вот — написал по приезду — Вам — простите, что банально. *** Так далеко я, что почти вас нет… Вагон, не слишком дорогой билет… Когда бы мы не встретились случайно… Вы превратились в музыку и тайну. Так далеко я, что почти во сне Хожу один по призрачной весне; Поймаю тучку, тут же отпущу. Я улыбаюсь и всегда грущу. Заканчиваю вместе с листом. Ваш Шелошик _______________________ *) Имеется ввиду надпись на стене моего дома в Москве, на которую я обратил внимание Жени, когда он гостил у меня: «ТЫ СМОТРИШЬ В ОКНО, А ГЛЯДИШЬ НА СВОЁ ОТРАЖЕНИЕ». **) Имеются ввиду попытки торговать с рук мумиё, о которых я уже говорил. ***) Обращаю внимание на то, как социум неумолимо выталкивает «проклятого поэта». ****) Стихотворение вошло в Избранное-87 уже без названия. *****) В письме Женя дает здесь такое примечание: «Справка из N-ного заведения (психдиспансер) имеет светло-лиловатый цвет». ******) Имеется ввиду моя жена Ирина Девяткина, с которой у Жени были очень тёплые отношения. |