на середине мира алфавитный список город золотой АВАРИЙНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ И чешуею розовой пестрит, пустынный снег, и бездна говорит подледной речью. Светящиеся колья ставит ночь, уловлены мы в сети, и помочь нам больше нечем. В СВЕТЕ МЕРТВОГО СПУТНИКА Под луной, на луне снова осень стоит и чернеют моря как листва подо льдом. Ломким ливнем лучей в глянце залитых плит, никого не ведущих в заоблачный дом, отражается он, мертвый спутник земли. Или был он задуман, пустующий нимб, для того, кто прошел, как деревья прошли, но в светильник огонь не сомкнулся над ним? И обобран до нитки, безроден и нищ, тщится воду ловить он в худой свой кувшин и растут на луне из его пепелищ и руины, и зелень на гребнях руин. САЛЕХАРД Что тебе до меня, тальниковая голь краесветного лета? Вот, как остов до полюса недотянувшего судна, тянет мачты пропащие город-острог и продета косяками их млечная стынь — высока, непробудна. Там бараки легли топляками, прибитыми к броду, и небесные воды с земными так зримо сомкнулись, что, из времени выбыв, глядят сквозь высокую воду версты шпал погребальных, дощатые оползни улиц. И не помнит вода, сколько пришлых и разных обмыла, беспризорный поморник кричит у Ангальского мыса, и знаю: детям тундры не всуе воздушная светит могила и сиянья живут не напрасно в ночи, ни на чем зависая. ОВИДИЙ
I. НАУКА ЛЮБВИ И упряжью уходят лебединой в какой-то лимб, в какой-то ветхий зев снега твои преступные, Овидий. Повсюду вьюги варварский распев, но пристывает перышко к рогоже зимы, к версте верстающей версту, и россыпь огоньков пустопорожних, твою изобличает немоту и в ней обозначает твое имя. И снег сквозь пламя клетками твоими летит, роясь, витает на лету. II. МЕТАМОРФОЗЫ А любить здесь — безлюдную землю узреть пережившую воды потопа: вот нить солнце тянет сквозь тину, висящую средь веток, коими боги судили обвить мне древесные руки твои; умереть не дано нам, но лишь двуединым всходить нескончаемым древом, чьи корни — в земле, кроны — в небе срослись, и горят как в золе струи хвороста, грея взошедшее дно, и шумят, повторяя, что корню во мгле перегнивших их листьев хранить суждено. ВЕЛИКАЯ СУББОТА Ты завершаешь земную природу в мох на глазах выбывающим лесом: выйдя из вод, он уходит под воду и проступает морозным замесом слабых лучей, как орнамент по своду, к Пасхе отмытому: просеки, лица, в лилиях сонных Твоя Плащаница, свечи, зажженные к крестному ходу. Ты завершаешь земную природу и отмеряет секунды водица, капая в таз, и отрадны юроду тундра без птиц и весна, и больница. РАКУШЕЧНИК Как уплывала лодка по реке от спящих в молодом березняке, а утром утонувшего искали (икона доплыла до островка, где вечерами снег березняка белей ростков картофеля в подвале), как жили мы. Мы жили? Нет, едва ли — воды не обнаружишь в той реке. Ракушечник блестит себе из тины, часовенки крылатые руины летят куда-то, дышат налегке. КРЕСТОВОЗДВИЖЕНИЕ (14/27 сентября 1993) Памяти отца
I. ВЕТЕР НА НОВОМ КЛАДБИЩЕ В Москве стрельба. И праздник урожая с повестки снят за скудостью щедрот. Поют старухи. Ветер, обнажая холмы, ввергает в свой круговорот венков бумажных жертвенные стаи и гасит свечи. Длится переход. Но в ту пустыню смертных не пуская, сомкнулись воды: солнечно и свод не двигнется... II. НА СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ Не удалось ему в стаи сбить их там, за крестами, и бросил их ветер, венки эти, в связках, нитях, стихнув к утру на кругах своих. И шелухою в руке Господней, зерна растершей, сей сор блестит. Дождь шелестит. И землей исподней холм твой сквозь дождь на меня глядит. III. ТАМ ЖЕ: СОЛНЦЕ Ветром влачимых венков из салфеток шорох словесный. Беспомощность горя. Памяти здешней тщета. Сквозь желтизну коченеющих веток — вид на распутья скитавшейся голи, умная их немота. IV. ДЕВЯТЫЙ ДЕНЬ Смотри: земля воистину сырая, а даль в разрывах мерзлых позолот — как пустота арктического рая. В лазурь непререкаемых высот плывет, по нитке с миру собирая, разъятый ум свидетелем пустот, земной равнины света столбового. Не осень завершила трудный год, а вверилась нам вечность без покрова: в лазурь непререкаемых высот, в молчанье облачившееся Слово. V. ЗДЕСЬ Нищ родильный дом здесь как Твой вертеп и в Твоем соборе устроен морг, в нем же - колос, плевел ли ты исторг — в своды бьется плач, мир срывая с скреп. Так срывает ветер венки с холмов и виднее купола мертвый крин над землей, что вся, целиком, — Твой зов, совокупность слез, встречи день един. VI. ПАРАСТАС Парк ли это стоящий по плечи в крови, свет ли сделался почвой — той красной землей из которой и взят он, скудельный сосуд, распадается чаша - сохранно вино. VII. ПОДГОТОВКА КРЕСТА Полуденный мне снится окоем и нашей лодки на Оби прозрачный дом. Олифлю крест в сторонне-праздничном саду. На славу крест, отец, я глаз не отведу. Промерзшим крестным садом — берега и явь солнценачальная строга. Ты снова на земле меня родил, сам невредимым сделавшись, отец. Я вижу нашу лодку-кораблец, лучей непрогибаемый настил, дышу новопреставленной зимой. Вот мачта для детей, чей путь — домой. ИЗ ТЕТРАДИ НЕОФИТА * Да, в тартаре сияющий пролом так не слепит уж веденьем свободы, но солнце в храме, пущенном на слом, и медленно врачуемые своды, где известью повыеденных глаз весь день с тебя не сводят очевидцы… Да, узник умозрительных прикрас, ум-путаник со смертью срастворится, но если он, измаявшись, угас, но тонкий холод, веявший и в нас, на ветке тала блеклая тряпица… * А то еще два камня обреченных на немоту под солнцем посреди ручья среди никак не нареченных времен, текущих вспять, но погляди: из сих камней, как сказано когда-то, на камне сем, купаемом в лучах — вниз головой!.. Но в чем его утрата? Он видел снег на вспыхнувших плечах! * И царственный павлин, и виноград на дискосе, и ты, пустыня-мати — на этом языке не говорят, молчат на нем и видят на осляти Грядущего в волнующийся Град, да хлынут воды первой благодати, чтоб здешних не оплакивать утрат, но петь. И уклоняться от объятий. НЕОФИТ ФИКСИРУЕТ ПОТОК СОЗНАНИЯ НА ПРОГУЛКЕ С ТРЕХЛЕТНЕЙ ДОЧЕРЬЮ, ЧИТАЮЩЕЙ «АНЧАР» И ПОДБИРАЮЩЕЙ ЛИСТЬЯ Шли калики дороженькой в рай, дщерь скорбей, незаблудного света. Не сбирай, говорю, не сбирай эту гниль! Древо смерти мне это... Шли калики дороженькой в рай, солнцем праведным залитый где-то: цвет лазоревый, свод голубой. Как вагон из мультфильма. Ну что ты все про вихорь? Мы лучше с тобой про улыбку! Врачи-доброхоты, божьи люди, каличьи пути. Как с тобою мне, неугомонной... Эти лыки… А вспомнишь — прости наглотавшихся гари вагонной. НА ПОЛЯХ «БЕСПЛОДНОЙ ЗЕМЛИ» Землей бесплодной, призрачной страной под гроздьями негибнущих светил идти сквозь виноградник Твой больной и видеть сны, где снег со дна могил еще блестит под северной луной. КОНСТАНТИН КРАВЦОВ
на Середине Мира. ПАРАСТАС Остров: стихи 2010 г. июнь 2007 июнь 2007, часть вторая из «Аварийного освещения» Эссе
в разделе «ОЗАРЕНИЯ».
О поэзии Николая Шипилова Стихи Николая Шипилова. Поэзия-как-любовь о поэзии Геннадия Айги Поэзия предвоскресения о книге ЧНБ Камена О поэзии и христианстве Случай Благовещенского о Венедикте Ерофееве и о его критике. Спасительная жестокость к столетию Варлама Шаламова. ВЕЛИКОПОСТНАЯ СТРАНИЦА о. Константина Кравцова О поэзии Константина Кравцова
Мера приближения ЧНБ о стихах Константина Кравцова. Парастас ЧНБ о стихах Константина Кравцова на середине мира новое столетие город золотой корни и ветви литинститут Озарения: эссе |