на середине мира алфавитный список город золотой КОНСТАНТИН КРАВЦОВ О ПОЭЗИИ ХРИСТИАН СЕГОДНЯ Что такое христианская поэзия (или «поэзия христиан») не только сегодня, а всегда? Что такое поэзия и что такое христианство (кто такие христиане)?
Если согласиться с Тертуллианом, что душа человеческая по природе христианка, то христианство есть ни что иное, как естественное состояние каждой человеческой души.
С другой стороны, тот же Тертуллиан утверждал, что христианами не рождаются, а становятся. И с этим созвучно утверждение, что спастись — это значит стать самим собой,
стать тем, кто ты есть. Что касается поэзии, то до последнего времени она понималась как событие общения, коммуникации с трансцендентным через имманентное,
соединение распавшихся или распадающихся связей. И не только времен, а и связей вообще:
посредством и в Сверхжизни, Сверхреальности (открываемой «вдохновением»).
В этом смысле поэзия есть религия («установление, воссоздание связи») или даже прарелигия, «детская игра с Отцом»,
лежащая в основании всех религий,
сакральный акт воссоединения с изначальностью, синонимичной для Тертуллиана с христианством. Каждый поэт — христианин, и наоборот.
«Кто не художник, тот и не христианин»,
утверждал Блейк. Абсолютный художник — тот, кто свят, тот, кто максимально приблизился к совершенному поэту — Иисусу из Назарета.
И если церковная традиция справедливо именует христианами до Христа Платона и Аристотеля, то на том же основании мы можем именовать ими же Гомера, и Басё.
Точно также как, например, Верлена и проклятых — христианами после христианства, или, согласно Мандельштаму, «последними христианскими мучениками».
Теперь о сегодняшнем дне. Как писал Пеги, современный мир отрицает не только христианство, но и любое духовное начало как таковое,
он также враждебен и греческому язычеству и всему тому, что в начале ХХ века в противовес сегодняшнему порядку вещей стали именовать Традицией.
Значит, христианская поэзия (поэзия христиан) сегодня — как и всегда — это, прежде всего, поэзия верная самой себе.
И тем самым — «художественная практика»
неприятия навязываемой сегодня модели мира, исключающей — тем или иным образом — все прежние «миры».
Такая поэзия — есть, а вот чего нет (или почти нет) и что хотелось бы видеть — так это объединение усилий при четкой формулировке нашей позиции,
определении всех pro и contra нового андеграунда. Или, точнее, нового катакомбного искусства в эпоху дехристианизации, сиречь разрыва человека с его природой,
если мы согласны с формулировкой Тертуллиана.
КОНСТАНТИН КРАВЦОВ
на Середине Мира. ПАРАСТАС из «Аварийного освещения» июнь 2007 июнь 2007, часть вторая Остров: стихи 2010 г. Эссе
в разделе «ОЗАРЕНИЯ».
О поэзии Николая Шипилова Стихи Николая Шипилова. Поэзия-как-любовь о поэзии Геннадия Айги Поэзия предвоскресения о книге ЧНБ Камена О поэзии и христианстве Случай Благовещенского о Венедикте Ерофееве и о его критике. Спасительная жестокость к столетию Варлама Шаламова. ВЕЛИКОПОСТНАЯ СТРАНИЦА о. Константина Кравцова О поэзии Константина Кравцова
Мера приближения ЧНБ о стихах Константина Кравцова. Парастас ЧНБ о стихах Константина Кравцова |