на середине мира алфавитный список город золотой КОНСТАНТИН КРАВЦОВ ОСТРОВ
Стихи 2010 г.
ОСТРОВ
Ирине
Странно озарены Эти шахматные фигуры — Кони, слоны — всё войско Спит, кто вповалку, кто стоя, Застыв на помосте между Братским корпусом и колокольней Ферзь, лежащий ничком, ладья, Пешка-ландскнехт, и странно Светится лак на кости, и странные имена Встречаются на побережье: Прохор из Сольвычегорска, Савелий из Череповца Знаешь, на севере каждое утро — Утро стрелецкой казни, и разве не странно, Что остров поморов, зеков Беломорлага, Канувших чернецов, кошек и жеребцов, Белобрысых недорослей из Онеги — Остров блаженных? Сосны и можжевельник, Изба, корыто, обод в луче блестит, Колесо застряло в фосфоре тины: Может, телега, а может и колесница, И это не гарпии — чайки, Чайки, но не приближайся: Там, в валунах, их гнёзда, там я вчера увидел Сцену из фильма Хичкока, впрочем, Голову не пробили и крови было немного. НОЧНОЕ ВОДОСВЯТИЕ Мороз и звёзды, фара снегохода, Корку льда в иордани Рубишь крестом, читаешь Исайю-пророка при свете фары И воды сии освятить просишь Тебе трепещут умныя вся силы, Тебе поет солнце, Тебе славит луна, Тебе присутствуют звезды, Тебе слушает свет Звёзды — присутствуют, Небо расколото над Можайским Водохранилищем, сокрушены Головы гадов, гнездящихся в нем, Ангелы ждут с полотенцами ОТЕЦ АРИСТАРХ Религия? — оборачивается он над проливом Дрейка С двумя медленно плывущими айсбергами, — Всё — религия, всё — трансцендирование Всё попытка, зачастую — малопродуктивная, Ибо нужно идти да конца, а кто способен на это? Всё — попытка превзойти самого себя, Взломать свои границы, как вода Ломает лёд весной Солнце, нехотя выбравшись из неплотных облаков, Зажигает шельф, стайка пингвинов, прыгая по камням С раскинутыми для равновесия крылышками, Торопится в воду. Он продолжает: В мире, где Серафиму Саровскому, Поручают ракеты стратегического назначения, Уйти в пустыню, уплыть в Антарктиду, — Возможно, наиболее оптимальный выход, хотя не всем Плести корзины из ивовых прутьев и петь псалмы — Кому-то поручено свыше превращать в псалмопение Более квалифицированный труд, И это тоже будет молитвой за мир, миссией, узким путём, Продолжением дела, начатого Христом, Созиданием здесь, на земле, Его Царства На берегу топляками коричневеют морские слонихи — Гарем самца с остроконечным хоботком, он шипит, Разевая розовую пасть, солнце золотит Деревянную чешую купола над холмом, Храм похож на пирожное. Си-130, Опрокидываясь на крыло, Огибает иссеченные ветром скалы И уходит за пелену облаков В сторону Мыса Горн. БЕСЫ Кириллов спрашивает у Ставрогина: Видали вы лист, с дерева лист? Видал, — Отвечает Ставрогин. Кириллов: Я видел недавно жёлтый, Немного зелёного, с краёв подгнил. Ветром носило. И продолжает: Когда мне было десять лет, я зимой Закрывал глаза нарочно и представлял лист — Зелёный, яркий с жилками, и солнце блестит. Я открывал глаза и не верил, потому что Очень хорошо, и опять закрывал. Ставрогин: Это что же, аллегория? Кириллов: Н-нет… зачем? Я не аллегорию, я просто лист, один лист. Лист хорош. Всё хорошо. Тот: Всё? Кириллов: Всё. Человек несчастлив Потому, что не знает, что он Счастлив; только поэтому. В новостях сообщают об убитой Или выбросившейся из окна на Кипре москвичке, Приглашенной туда в качестве переводчицы И превращенной в сексуальную рабыню: Обирают паспорта, запирают, избивают, насилуют, Короче, ломают. Обычная история. По Кириллову, её не случилось бы, Если б каждый помнил О жёлтом, с остатками зелёного, Подгнившем с краю листе, Если б знал, что он счастлив. Они нехороши потому что не знают, Что они хороши, — продолжает Кириллов, — Когда узнают, то не будут насиловать девочку. Надо им узнать, что они хороши, И все тотчас же станут хорошими, все до единого. Итак, первый, он же и последний урок Добрым молодцам: помнить, что вы хороши, Смотреть на себя глазами Сказавшего «Не противьтесь злому». Не противьтесь тому, чего нет, ибо то, чего нет Существует лишь потому, что ему не отказывают В праве на существование, хотя, в сущности, и тогда Его существование мнимо. Кириллова не собьёшь вопросом вроде, Хорошо ли и то, что девочка, осиротев, Умрёт с голоду, хорошо ли, что кто-то Обидит её, обесчестит. Хорошо, — отвечает Кириллов, — И кто размозжит голову за ребёнка, и то хорошо, И кто не размозжит, и то хорошо. Всем тем хорошо, кто знает, что всё хорошо. Всё хорошо, — сказал бы Кириллов отцу погибшей — Бывшему военному, продавшему квартиру, Чтобы найти и покарать убийц, — Всё хорошо, потерпи, отец, Не так уж много осталось до вашей встречи, До тех минут, когда время остановится, Когда весь человек счастья достигнет И времени больше не будет, Когда погаснут в уме за ненадобностью Идея времени, идея пространства И радости вашей никто не отнимет у вас ГАЛИЛЕЯ. КУРСИ Черепичные крыши в простреле воздушной ваты, Античными письмом, чешуйками смальты вспыхнут И облако скроет их в иллюминаторе — Так и эти фрагменты Мозаичного пола: ихтиос или осколок Дискоса, гроздь винограда, орнамент под костяной Мачтой-колонной — под лучевой её костью, Державшей когда-то свод с Пантократором, Круговращеньем светил, ангельским ликом И человеками в нимбах, и вот Остаются одни лишь опоры, фундамент, Рухнувших стен вулканический камень, Напоминающий о Геркулануме, испепеляющем ветре, И олеандры роняют алые лепестки — Алые, розовые лепестки вместо снега, Паче которого убелиться Нам мудрено Алые бабочки вьются над пепелищем В снежной пустыне, стайка зелёных птиц промелькнёт Над Галилейской гладью, взор отведёшь от руин И увидишь агавы и высоковольтную линию, Пещеры и валуны на округлых жёлтых холмах: Здесь погребали своих мертвецов, здесь и жили они, Гадаринцы, по другой версии — гергесинцы, Вязали цепями своим бесноватых, вывших в гробах, Отсюда, с этого камня, торчащего как осколок Гнилого зуба, оно, говорят, и бросилось в бездну, Колхозное стадо Вода подходила тогда вплотную, И эта базилика, видно, стояла у самой воды, на месте, Где попросили Его — робко, но твёрдо — Убраться. А бесноватый, Срам прикрыв кое-как, просился в юнги. И те же, должно быть, солнечные самородки Бросали карминовый отсвет На воды Геннисарета Иди и расскажи, Что сотворил тебе Бог. Рассказать? Это им-то? Одинокий апостол, одетый и в здравом уме, Смотрит, как удаляется лодка. Рыбаки из России Расположились на берегу, варят уху с матерком, Тивериада зажгла огни, ночью обещан дождь. ВИФЛЕЕМ. ПАСТУШЬИ ПОЛЯ. Здесь и теперь рожают: в вертепах, на козьей шкуре, В одной половине — козы, в другой — бедуины, Люлька-качалка на земляном полу, в яслях горит солома, Младенец спелёнут, связан, раскалены докрасна Руки Молоха — отдан приказ в Египте Топить, как щенков, новорожденных израильтян, Иудеи не прикасаются к женам, но вот ты плывешь В корзинке из ивовых прутьев, Иохаведа юна, А была столетней старухой, когда разлучилась с Амрамом, Не извещенным ещё во сне о твоём рождении, Сопровождавшемся светом великим, подобным свету Солнца во славе, и вот ты плывешь по Нилу, Купальщицы твой остановят кораблик. Кто он такой, фараон? Нет царя кроме кесаря? Сталин — Имя России? Каспар, Мельхиор, Бальтазар, чьи черепа В Кёльнском соборе, или Гермизд, Яздигерд и Перод, Или — по Оригену — Авимелех, Охозат и Фикол Двор озирают, где сушатся Божьи пелёнки. НАФАНАИЛ И ты хочешь сказать, Филипп, что он вырос В одном из этих клоповников на лепёшках Из ячменя и полбы, лепёшках, Что заменяют им ложки, когда, Сидя на земляном полу, они макают их В общий котёл? Мать, отец и десяток мальцов, Штукатурка пухнет в дожди, дым ест глаза, Пахнет скотиной, ютящейся тут же, в левом углу, Свет сочится в сквозное оконце под потолком На циновки, глиняную посуду, тряпьё, Деревянную лошадь на сбитых колёсиках, Плошка коптит. И ты хочешь сказать, Филипп, Что он ел из одной миски с ягнёнком, Ходил круглый год в одном и том же Рядне из верблюжьего волоса? Нет, Сам-то хоть понял, что ты сказал? Мессия из Назарета! ПЕСНЬ ВОСХОЖДЕНИЯ Юле Новиковой
Камни вместо цветов, что-то вроде иврита, Камни первого из алфавитов и солнце Над белизной надгробий по склону горы Елеонской, Солнце и чёрные шляпы, чёрные лапсердаки Нарезает круги в синеве вертушка, Снова буза у Навозных ворот, Передёрнет затвор сибиряк, Ангарск, а теперь — щит Давида Cиний на белом, крест Святогробского братства Красный на белом, чёрные рясы Греков, армян, эфиопов и коптов, Рыцаря бедного щит и кольчуга в музее Бенедиктинского монастыря Спой, соловушка, песню о детском крестовом походе, Десять шекелей стоит гранатовый фрэш, Пьёшь его как елень, наглотавшийся змей, Сидя около стойла царя Соломона И школьники между столпов гомонят, а ещё Солдатесс с автоматами видели очи мои: Обожжённые солнцем, в оливковой форме Те были прекрасны, автобус взбирался В Иерусалим, и в молитвенном изнеможеньи Трудились при свете мобильников, Пялились в книжки чёрные шляпы, Чёрные лапсердаки, отворялся Сезам, Ожерелья огней твоих, Город-Невеста, Твоя тахана мерказит Камни вместо цветов и арабские лавки Вдоль Улицы Скорби, I don't speak English, Отстань, дорогой, этих карт у меня… И к тому же Я знаю дорогу: не в буре, не в землетрясении И не в огне, Аладдин, не в огне. КОНСТАНТИН КРАВЦОВ
на Середине Мира. ПАРАСТАС Остров: стихи 2010 г. июнь 2007 июнь 2007, часть вторая из «Аварийного освещения» Эссе
в разделе «ОЗАРЕНИЯ».
О поэзии Николая Шипилова Стихи Николая Шипилова. Поэзия-как-любовь о поэзии Геннадия Айги Поэзия предвоскресения о книге ЧНБ Камена О поэзии и христианстве Случай Благовещенского о Венедикте Ерофееве и о его критике. Спасительная жестокость к столетию Варлама Шаламова. ВЕЛИКОПОСТНАЯ СТРАНИЦА о. Константина Кравцова О поэзии Константина Кравцова
Мера приближения ЧНБ о стихах Константина Кравцова. Парастас ЧНБ о стихах Константина Кравцова |